49-я «Музыкальная весна» — итог или преддверие?

30 Апреля 2013

49-я «Музыкальная весна» — итог или преддверие?

Концерт-открытие «Диалог поколений» (12 мая, БЗФ) представляет последние симфонические произведения Бориса Тищенко и оркестровую музыку его учеников разных лет. В их сочинениях очевидно благотворное влияние личности замечательного учителя, привившего своим питомцам высокий профессионализм, внушившего им стойкую убежденность в благородном этическом предназначении музыки. Таковы и симфонический этюд Леонида Резетдинова «Вечное движение — XXI», и Тройной концерт Динары Мазитовой, и Концерт для трубы и симфонического оркестра Светланы Нестеровой, оригинально озаглавленный «24 часа музыки» («Один день из жизни музыканта»).
В заключение концерта прозвучат произведения Б. И. Тищенко. Фрагмент Девятой симфонии отсылает к трагической истории ее создания. Смертельно больной композитор успел продиктовать оркестровый вариант вступления своей ученице С. Нестеровой, которая тактично и стильно инструментовала оставшийся в набросках материал. Симфония посвящена выдающемуся дирижеру Г. Н. Рождественскому, чьи инициалы в музыкальном отображении, как и анаграмма самого композитора, запечатлены во вступлении… За роковым «обрывом» фрагмента Девятой симфонии, практически без перерыва, последуют Вариации на три темы Д. Д. Шостаковича — финал коллективного произведения под названием «Приношение Учителю», созданного бывшими аспирантами великого композитора.
Продолжением оркестровой части фестиваля станет цикл «Вечера симфонической музыки» (13 и 20 мая, Капелла). Мемориальные по своему характеру «Элегия» Петра Геккера и «Элегическая музыка» Сергея Екимова — дань благодарной памяти их учителям —
В. И. Цытовичу и Ю. А. Фалику. Ценным пополнением исполнительского репертуара станут Флейтовый концерт Алексея Мыльникова, Тромбоновый концерт Вячеслава Круглика, Второй фортепианный концерт Юрия Красавина, а «Праздничная увертюра» Евгения Петрова — вклад в «копилку» жанра. Оригинальностью замысла отличаются пьеса Анатолия Королева «ФIΛАРΜОΝІΑ», симфонический скетч Алексея Крашенинникова «Из слов и звезд твоих» и экзотические танцы «Куба-румба» Игоря Друха. Как всегда непредсказуемой, броской и императивной обещает стать только что завершенная симфония Георгия Фиртича «Параллели».
Отдельное место в ряду фестивальных оркестровых концертов занимает вечер «Страницы музыки Вены и Петербурга» (25 мая, МЗФ), посвященный жанру оркестровой транскрипции. Любители музыки услышат в этом обличье фортепианные фантазии из ор. 116 Иоганнеса Брамса, раннюю, но абсолютно зрелую и наполненную предчувствием знаменитого «Воццека» Сонату ор. 1 Альбана Берга, бунтарские «Сарказмы» Сергея Прокофьева, острохарактерные Прелюдии ор. 34 Дмитрия Шостаковича, наконец, полную очарования музыку балета «Сотворение мира» Андрея Петрова.
Завершением оркестрового цикла станет концерт-закрытие фестиваля — «Вечер популярной симфонической музыки»
(28 мая, Колонный зал РГПУ). Прозвучат с детства знакомые и полюбившиеся пьесы выдающихся отечественных композиторов — Исаака Дунаевского, Дмитрия Шостаковича, Исаака Шварца, Валерия Гаврилина, Андрея Петрова, и ныне здравствующих мастеров этого жанра — Анатолия Кальварского, Вадима Бибергана, Евгения Рушанского, Виктора Плешака, Ольги Петровой.
В рамках фестиваля состоятся два хоровых вечера. В первом из них, «Оренбург — Петербургу» (16 мая, МЗФ), выступит Оренбургский муниципальный камерный хор. Духовная музыка будет представлена сочинениями Юрия Фалика и Владислава Успенского.
С академическими светскими произведениями Игоря Корнелюка, Владимира Полякова, Григория Корчмара, Сергея Слонимского, Сергея Екимова соседствуют песенные «шлягеры» Андрея Петрова, Василия Соловьева-Седого и популярные русские народные песни в обработках Дмитрия Смирнова, Сергея Екимова, Якова Дубравина.
Второй концерт, «Свете тихий» (22 мая, Храм Воскресения Христова), — вечер православной духовной музыки петербургских композиторов для женского хора. Хор музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова исполнит сочинения Юрия Фалика («От святыя иконы» и «Два молитвословия»), Владимира Полякова («Отче наш»), Валерия Фадеева («Хвалите Господа с небес»), Александра Кнайфеля («Свете тихий»), Дмитрия Смирнова («Тебе поем»).
Цикл из двух концертов «Квартетные вечера» будет реализован коллективом под названием «Авангард-квартет». В первом концерте (15 мая, ДК) прозвучит Струнный квартет № 3 Александра Мнацаканяна, недавно ушедшего из жизни талантливого композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля. Будут исполнены произведения Вячеслава Круглика (Квартет № 2), Светланы Нестеровой («Квартет на отъезд из Петербурга в Бостон»), Николая Мажары (Квартет), Михаила Крутика («Карусель»), Антона Танонова («Золотой телец»). В программе второго концерта (23 мая, ДК) представлены произведения известных мастеров старшего поколения — Струнный квартет Александра Туника, Струнный квартет Геннадия Банщикова, мемориальный Струнный квартет № 3 Владимира Соколова (памяти жены). Молодое поколение представлено Струнным квартетом Ильи Остромогильского, а от среднего поколения выступит Александр Попов с Фортепианным квинтетом (при участии Николая Мажары).
В концертах цикла «Вечера камерной музыки» (17, 19, 24 мая, ДК) широко отражены жанры сольной и ансамблевой фортепианной музыки. Упомянем Прелюдии Бориса Гольца (чье 100-летие отмечается в этом году) — талантливого композитора, погибшего в дни блокады Ленинграда, разнохарактерные инвенции под общим названием «Страницы» Григория Корчмара, философски трактованный цикл «Осмысление» Сергея Москаева. Из ансамблевых произведений отметим виртуозный Концерт-фантазию для двух фортепиано Евгения Рушанского и оригинальную Сонату для двух фортепиано в восемь рук Владислава Кладницкого. Столь же разноплановы и сочинения для струнных смычковых инструментов. Среди них — Фантазия a la ciacona для скрипки соло Геннадия Белова, своеобразный диспут с эпохой барокко, лирико-драматическая сольная Виолончельная соната Геннадия Шумилова, «Маленький концертный дуэт» для скрипки и контрабаса Михаила Крутика. Хорошо известны Вторая скрипичная соната Вадима Салманова, органично впитавшая принципы серийной техники, и экспрессивная Скрипичная соната Бориса Арапова памяти Михаила Ваймана. Альтовая соната Дмитрия Стефановича пополнит скромный репертуар для этого инструмента. Выразительные возможности ансамбля виолончелей продемонстрируют сочинения Александра Следина («В народных образах») и Михаила Журавлёва («Звездная дорога»). А в репертуаре духовых инструментов уже сейчас весомое место занимает колоритная Соната для флейты и фортепиано Юрия Корнакова.
Камерная вокальная музыка предстанет в окрашенном горькой иронией Триптихе для голоса и фортепиано Абрама Юсфина и лирической поэме для голоса, альта и фортепиано «Скрытые реки» Натальи Волковой, а также в проникнутом почтением к великому писателю сочинении Ирины Цеслюкевич «Шолом Алейхему» для двух голосов и инструментального ансамбля. Прозвучит и музыка для камерных хоровых коллективов — духовный Концерт для хора, меццо-сопрано и кларнета Виктора Огороднова, характерная «Ария Черепашки с хором» Михаила Журавлёва (из оперы «Две стрелы»), лирические хоровые миниатюры Елены Туркиной.
Событием обещает стать концерт под названием «Театр музыки» (26 мая, ДК). Это  авторский вечер Георгия Портнова, приуроченный к его 80-летию. Георгий Портнов по своему складу и призванию — человек театра, и ощущение театральности его музыки будет в этот вечер царить на сцене и в зале. Об этом свидетельствуют не только названия  произведений (такие как, например, «Чулым — Сибирская река», «Портрет Аркадия Райкина», «Сирано де Бержерак»), но и их особая яркая, выпуклая, почти зримая образная характеристичность.
И в заключение вернемся к главному вопросу сегодняшнего дня — какая судьба ожидает «Петербургскую музыкальную весну»? Ведь впереди — пятидесятый, юбилейный год ее существования! Очень хочется надеяться на то, что будущий 50-й фестиваль достойно почтит свое прошлое и настоящее. Случится ли так — покажет время.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~fpvR1