Памяти Галины Уствольской

30 Апреля 2013

Памяти Галины Уствольской

Написанная в 1955 году Первая симфония предназначалась для большого оркестра и двух солистов-мальчиков. Но это симфония совсем недетского отчаяния; помнится, я назвал ее в одной из рецензий «литургией обреченных» — литургией обреченных жить в жестоком, безжалостном мире. Поиски гармонии для композитора мучительны, а ее обретение возможно только в молитве, обращенной к Небу. Это единственный путь исправления жизни на земле. Не об этом ли и названия ее симфоний: Второй — «Истинная, Вечная Благость», Третьей — «Иисусе, Мессия, спаси нас», Четвертой — «Молитва», Пятой — «Амен»…
Когда суровую, аскетичную, исполненную трагического пафоса музыку Уствольской критиковали за элитарность, «жесткость», «необщительность», «узость», другой петербургский композитор Борис Тищенко возражал: «Если это “узость”, то узость лазерного луча, прошивающего металл... Удельный вес каждого ее сочинения, каждой ноты столь велик, что заставляет вспоминать о далеких звездах, где плотность вещества такова, что наперсток его на Земле весил бы несколько тонн».
Сама Галина Ивановна любила ссылаться на известное изречение Шумана: «Лучший способ говорить о музыке — это молчать о ней». Однажды Галина Ивановна обратилась к коллегам-музыкантам: «Всех, кто действительно любит мою музыку, я прошу воздержаться от ее теоретического анализа». Но именно поэтому трудно отказаться от ярких образных сравнений.
Добавлю от себя еще одну научную метафору музыки Уствольской. Есть известное в оптике явление — «полное внутреннее отражение». Луч света, попавший в прозрачный кристалл, многократно отражается от граней, «играет» внутри него. Но это явление наблюдается только в драгоценных кристаллах, в хорошо ограненных бриллиантах чистой воды. Творчество Галины Уствольской — музыка предельного сверхвысоковольтного напряжения, музыка высочайшей духовной силы и полного внутреннего отражения.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ruLTQ