Марсианские хроники

30 Апреля 2013

Марсианские хроники

Но нечто «марсианское» читатель в наших хрониках все же найдет. Приученный к тому, что музыка «обыкновенно делается» в филармонии и еще в двух-трех театрах, читатель неожиданно для себя обнаружит, что... есть жизнь на Марсе! То бишь музыкальная жизнь в Доме композиторов!
Современная музыка — не «звуковые обои», которыми оклеено все вокруг, не та, с позволения сказать, «музычка», не осатаневшая «попса», что лезет в уши везде и дома, и на улице, и в транспорте. Нет, другая, подлинно  современная музыка ищет своего слушателя, как хорошая книга ищет читателя, и — увы, мы это знаем — не сразу находит.
Так было не всегда: во времена Баха не существовало таких понятий, как классическая музыка или тем более старинная! Трудно поверить, но тогда в ходу была только современная музыка. Великий Иоганн Себастьян Бах каждую неделю писал новую кантату, духовную или светскую, новые мотеты или органные мессы, инструментальные концерты или партиты — это одна из причин, почему их оказалось так много! Ибо не мог же композитор, который одновременно был и исполнителем своих сочинений, повторяться: тогдашняя публика требовала всякий раз свежих впечатлений!
Правда, надо быть... Бахом, чтобы каждое новое сочинение становилось шедевром, чтимым потомками спустя столетия… Рядом с Бахом, в других церквях, другие канторы тоже писали еженедельные кантаты; рядом с Гайдном другие руководители княжеских капелл писали десятки симфоний и месс... Скольких из них мы сегодня знаем?
Время отобрало лучшее за века, то, что сегодня почитают классикой… Мы сообща выбираем из современной музыки то, что завтра (или, на худой конец, послезавтра!) назовут классикой. Никто за нас не сделает этого выбора.
В юности мы завидовали современникам Мусоргского и Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова — им выпало счастье быть на премьерах великих опер и симфоний. Теперь я могу с гордостью говорить, что я и мои сверстники были современниками Прокофьева и Шостаковича. А ведь они, гениальные музыканты, запечатлевшие время, должны были преодолевать не только косные вкусы, не только инерцию публики, но и неслыханный идеологический гнет властей, жесточайшую  цензуру тоталитарного режима! В том, что гонимая прежде музыка стала непререкаемой классикой, есть немалая толика нашей слушательской любви и верности.
Не отчаивайтесь, я обращаюсь к молодежи, к новым поколениям слушателей, к держателям филармонических абонементов, любителям оперы, не думайте, что на вашу долю не выпало такого же слушательского счастья. Если пытаться увидеть (услышать!) в сегодняшних премьерах вполне вероятные будущие шедевры, то ведь и настрой аудитории изначально будет совершенно другим, более доброжелательным к современной музыке.
Однако пора оправдать заглавие заметок и перейти к «марсианским хроникам». К музыкальной жизни в Доме композиторов. Вы поразитесь, насколько она по-своему богата и интересна.
Мариинские молодые «академики», ведомые Ларисой Гергиевой, частые гости в особняке на Большой Морской, 45. В их исполнении звучат романсы, вокальные циклы, отрывки из опер петербургских авторов. Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра  принимают участие и в филармонических программах  петербургских композиторов.
В один вечер на фестивале «Звуковые пути» прозвучало 6 (шесть!) мини-опер петербуржцев Светланы Лавровой, Елены Антоненко, Сергея Слонимского, Леонида Резетдинова, Сергея Осколкова и Александра Радвиловича, вдохновленных парадоксами Даниила Хармса. «Хармс-проекту» сопутствовал огромный успех. Не нужно объяснять, как это важно сегодня, когда современная опера практически  исчезла из репертуара петербургских театров.  
15-й юбилейный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» с момента рождения выделяется наиболее радикальной позицией. Фестиваль, придуманный и руководимый петербуржцем Александром Радвиловичем, сосредоточился на новейших течениях музыкального искусства. Его концерты, проходящие главным образом в Доме композиторов, собирают «слушательский авангард» — искушенных и благодарных любителей современной музыки. А открылся фестиваль на этот раз в кирхе Святой Екатерины на Васильевском острове премьерой Александра Кнайфеля, петербургского композитора, пользующегося мировой известностью. Прозвучал его пассион «Жанна» в клавирной версии, исполненной автором (с участием ударных и хора). Это был подарок к 60-летию композитора, подарок всем тем слушателям, кто готов, по меткому слову Фридриха Ницше, открыть «новые уши для новой  музыки». 80-летие крупнейшего композитора современности Дьердя Лигети было отмечено его звучащей монографией в Малом зале филармонии. Прошедший там же концерт новой музыки Польши украсили имена Витольда Лютославского и Кшиштофа Пендерецкого.
Совсем иная ориентация на более демократическую аудиторию отличает фестиваль «Петербургская осень», который проводит Ассоциация «Русская Традиция» (художественный руководитель Михаил Журавлев), и ежемесячные концерты ассоциации под названием «Галерея портретов». Детям и юношеству адресован ежегодный мартовский международный фестиваль «Земля детей» (в этом году он был назван «Жаворонок» и посвящался 200-летию со дня рождения Михаила Глинки).
В эти же дни шли Международные детские конкурсы «Я — композитор» имени Валерия Гаврилина и конкурс фортепианных дуэтов «Брат и сестра».
Произведения современных композиторов Санкт-Петербурга звучали в программах
13-го Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней». Но главный и старейший в стране фестиваль современной музыки «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге» — нынче 40-й, юбилейный, — пройдет в мае в канун 200-летия М. Глинки.
Отрадно, что такие события, как мировая премьера Четвертой Данте-симфонии «Чистилище» Бориса Тищенко (из создаваемой им хореосимфонической циклиады «Беатриче») или российская премьера «Блаженств» Александра Кнайфеля для солистов, хора и оркестра (равно как и исполнение сочинений с уже устоявшейся репутацией, таких, например, как ораториальная сюита «Виринея» Сергея Слонимского) проходят в прославленном Большом зале филармонии имени Д. Шостаковича. Но не забудем, что путь новой музыки к слушателю начинается с профессиональных проигрываний за роялем на композиторских секциях в Союзе. Начинается с авторских концертов в Доме композиторов, всегда гостеприимно открытых для любителей современной музыки.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HYSBL