Под знаком XX века

30 Апреля 2013

Под знаком XX века

Своеобразным эпиграфом фестиваля стало сочинение А. Шнитке «Посвящение И. Стравинскому, С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу» для фортепиано в 6 рук, исполненное самыми молодыми участниками фестиваля Олесей Морозовой, Татьяной Качко и Анастасией Уромичевой.
Три пьесы «По белому и черному» К. Дебюсси в изысканном исполнении Сергея Урываева и Натальи Ткаченко, а также «Вальс» М. Равеля, представленный дуэтом «Vis-a-vis» в составе Юлии Юрченко и Полины Григорьевой, отразили эстетику «военного неоклассицизма»: оба произведения несут в себе отголоски Первой мировой войны.
В исполнении «Санкт-Петербургского фортепианного дуэта» Марии Пасынковой и Аллы Морозовой прозвучала Соната Ф. Пуленка, в которой сочетаются примитивизм, урбанизм и «варварский дух». Пианисткам удалось подчеркнуть эксцентричность произведения. Знаменитая сюита «Скарамуш» Д. Мийо в красочном исполнении Татьяны Ралкиной и Станислава Соловьёва покорила зал яркими и затейливыми ярмарочными диалогами.
Исполненные во втором отделении произведения Б. Бриттена и В. Лютославского, связанные с историей Второй мировой войны, показали «разные грани 1940-х годов». Интродукция и рондо-бурлеска, а также Элегическая мазурка Б. Бриттена в исполнении Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой прозвучали характеристично и свежо. Вариации на тему Паганини В. Лютославского по праву занимают одно из ведущих мест среди произведений для фортепианного ансамбля. В завершение первого дня фестиваля они прозвучали в исполнении «ПетРо Дуэта» в составе Анастасии Рогалевой и Дмитрия Петрова. Отточенность и филигранность пассажей, ритмическая воодушевленность и остроумные диалоги роялей, естественный артистизм очаровали публику.
Темы субботнего концерта были обозначены как «1950-е: воспоминания о былом» и «шедевры 1930-х». В представленных произведениях 1950-х
годов композиторы словно бросают взгляд в прошлое, в то время как в «шедеврах 1930-х» проявились важнейшие и новаторские направления фортепианного искусства XX века. Тон вечеру задал дуэт Игоря Тайманова и Натальи Карасёвой. Три танца из балетной сюиты «Сувениры» С. Барбера послужили превосходным «дивертисментным прологом» к виртуозно исполненному Концертино Д. Шостаковича. Произведение, написанное композитором в 1953 году, воплотило настроения и предчувствия будущей оттепели, которым противостоит категорический императив сталинской эпохи.
Контрастно прозвучала двухрояльная Соната Ф. Пуленка в исполнении Юлии Федосеевой и Оксаны Ралкиной. Музыканты подчеркнули трагический колорит произведения от колокольной монотонности Prologue до монументальных напластований Epilogue. Не обошлось и без французских пикантностей — малый мажорный септаккорд в завершении Andante lyrico — вызвал у слушателей добродушную улыбку.
Второе отделение открыл дуэт «Vis-a-vis». Юлия Юрченко и Полина Григорьева виртуозно справились с Концертом для двух фортепиано И. Стравинского — произведением непростым по эмоциональному состоянию, с его изысканной звуковой палитрой. Пианистки подчеркнули сложные эмоциональные состояния тревоги и смутного беспокойства.
Ярким завершением концерта послужила Соната Б. Бартока для двух фортепиано и ударных в исполнении москвичей Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского. Партию ударных блестяще исполнили Валерий и Артём Знаменские. Кроме того, Максим Пурыжинский взял на себя функции дирижера. Композиторская концепция «от мрака к свету» всецело удалась.
Третий день фестиваля охватил вершины концертного жанра XX века и преподнес сразу три премьеры в Санкт-Петербурге. Международный молодежный симфонический оркестр Капеллы «Таврическая» во главе с Михаилом Голиковым, как и в прошлом году, вновь стал украшением фестиваля. Молодой коллектив отличают прекрасное ощущение времени, сыгранность, великолепная гибкость, что проявляется в непростом аккомпанементе к ансамблю двух фортепиано.
Первое отделение состояло из двух премьер. Опирающийся на классические и романтические традиции Концерт для двух фортепиано с оркестром М. Бруха послужил прекрасным началом программы, завершившей фестиваль. Дуэт
Ю. Юрченко — П. Григорьева сумел подчеркнуть непосредственность и искренность произведения.
Контрастно прозвучала Шотландская баллада Б. Бриттена в исполнении уже полюбившегося публике дуэта москвичей И. Силивановой и
М. Пурыжинского. Жанровый диапазон концерта — от старинного шотландского псалма и траурного марша до финального скерцо-токкаты, в котором музыкальными средствами передано и порхание эльфов, и серебро шотландских ручьев, и смех полишинелей.
Второе отделение открылось премьерным исполнением Концерта для фортепиано в 4 руки
А. Шнитке. «ПетРо Дуэт» показал мастерское владение фактурой (прозрачность при многоплановости), а также ритмической организацией — полиритмия и полиметрия фортепианных и оркестровых партий. Трагизм, дух фатальности и неизбежности ужасного, отмеченный некоторыми исследователями творчества
А. Шнитке, были ярко выражены исполнителями.
Венцом концерта и фестиваля в целом послужило, пожалуй, самое популярное и обаятельное произведение в своем жанре — Концерт для двух фортепиано с оркестром Ф. Пуленка. Солисты Станислав Соловьёв и Александр Пироженко продемонстрировали не только блестящий уровень мастерства, но и разностилевые грани произведения наряду с галантным туше и иронически-скерцозной трактовкой некоторых эпизодов.
Фестиваль «Балтийские фортепианные дуэты» каждый год открывает новые имена композиторов и исполнителей, новые, не звучавшие ранее произведения, возрождает традиции и забытые страницы выдающихся опусов. Фестиваль стал неотъемлемой частью культурной жизни музыкального Петербурга. Хочется пожелать автору идеи, бессменному художественному руководителю и участнику фестиваля Игорю Тайманову дальнейших творческих сил и вдохновения, а фестивалю — благополучного процветания в Северной столице.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~t5Oof