Весна придет!

1 Апреля 2013

Весна придет!

Сондра Радвановски… К этому имени не так-то легко подобрать эпитет. Подлинность обесценивает значение характеристик в превосходной степени и расхожих громких титулов. Мегазвезда, примадонна, дива… Всё это как-то не клеится к настоящему явлению, прирожденному и приумноженному трудом дару. Хотя, быть может, именно слово «дива», в котором так ласково переплетаются корни славянских и романских языков, именно это слово в своем исконном значении, намекающем на божественную природу таланта, очень подходит этой удивительной певице.
Сондра — настоящая, подлинная. Это проявляется и во внешности — ее живая красота мгновенно затмевает гламурный стереотип рекламной индустрии фотошопа, и в благородной аскетичности артистизма — ни одного лишнего или нарочитого движения; руки, с виду спокойно опущенные, удерживают и накапливают энергию, чтобы в момент самой важной кульминации поддержать голос резким взмахом или, напротив, медленным сгибанием в локтях (незабываемый штрих в исполнении каватины Нормы). Но сам голос — прежде и помимо всего. Голос Сондры так красив, так велик и так податлив, что порой забываешь о мастерстве. А оно настолько сверхъестественно, что не нуждается в приставке «сверх». Такого длинного дыхания, такой неизбывной, как сердечная мука, кантилены я не припомню ни у кого из современных «мегазвезд». Если кому-то кажется, что Радвановски излишне затягивает темпы, то это лишь свидетельствует о том, что большинство певцов не умеет дышать так, чтобы не просто справиться с медленным движением, не только им насладиться, но и наполнить смыслом каждый итонационный поворот, каждую ноту в глиссандо или трели (о чудо!), не забывая при этом о драматургии крупного плана. А какая дикция! А филировки!.. Forte без крика, piano на опоре…
Не забыть бы отметить предельную внимательность Константина Орбеляна к художественным намерениям солистки. Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» оркестр по традиции начал чуть живее, но дирижер сориентировался моментально, едва певица вступила, так что вынужденное ritardando показалось вполне естественным.
В целом программа концерта, составленная преимущественно из узнаваемых даже в среде широкой публики вещей, порадовала драматургической логикой. Акцент на музыке Верди — дважды неслучаен. Во-первых — юбилейный год, а во-вторых, Сондра Радвановски не просто так считается лучшей вердиевской певицей в мире. Леонора из «Силы судьбы», Елена (помимо упомянутого болеро прозвучала и гораздо реже исполняемая в концертах ария, словно специально написанная для певицы с таким невероятным динамическим диапазоном), Амелия из «Бала-маскарада», — в каждом образе покорило умение сочетать нежность и мощь, передавать трагедию, не утяжеляя ее дух наигранным пафосом. Кто-то в свое время изрек, что настоящее bel canto и Верди, а также вся последующая оперная музыка несовместимы. Да нет же! Беллиниевская «Cаsta Diva» в исполнении Сондры Радвановски это опровергает. Равно как арии Манон и Тоски из опер Пуччини — эталонные образцы щедрой эмоциональности и при этом бережного отношения к драгоценным голосовым связкам.
Выбор оркестровых «интерлюдий» делает честь дирижеру. Увертюры к «Норме», «Балу-маскараду», интермеццо из «Манон Леско», безусловно, помогали публике настроиться на восприятие предваряемых арий. Однако открыла программу увертюра к «Набукко», а не к «Силе судьбы» (далее прозвучало знаменитое «Pace…»). И это предпочтение я тоже ставлю в заслугу Константину Орбеляну: меньше внешних эффектов — больше смысла. К тому же сразу стало слышно, что оркестр, условно говоря, не с листа читает. Тщательная отделка сольных и групповых ансамблевых эпизодов (редкость в таком репертуаре!) обращала на себя внимание и в дальнейшем. Очень уместно были выбраны балетные сцены из «Фауста» — «островок эмоциональной безопасности» между трагичнейшими ариями Манон и Тоски.
А на «бис» — полноценное третье отделение: «Адриенна Лекуврёр» Чилеа, «Русалка» Дворжака, кокетливая Лауретта из «Джанни Скикки» Пуччини (какое перевоплощение!) и наконец (мало кто ожидал) — триумфальные «Весенние воды» Рахманинова.
Рухнул еще один миф — будто иностранцы не умеют петь русскую музыку. Четвертый, финальный, «бис» ни в ком не оставил сомнения, что настоящая весна придет!

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~oKDiA