Реальная сказка Ильи Репина. К 115-летию Государственного Русского музея

2 Апреля 2013

Реальная сказка Ильи Репина. К 115-летию Государственного Русского музея

Каждому любителю музыки известна опера «Садко». 115 лет назад состоялась ее премьера и тогда же, 115 лет назад состоялась другая премьера: был открыт Русский музей Императора Александра III. Между этими событиями не только календарная связь. Ведь именно в Русском музее хранится картина Репина «Садко», написанная по той же сказке-легенде. Картину эту видел каждый, кто хоть раз бывал в Русском музее. Но не все знают, что именно она вдохновляла многих сценографов, которые позже брались за постановку оперы Римского-Корсакова на сцене.
Есть такая игра у психологов: отвечать на вопросы первой пришедшей на ум ассоциацией. Абсолютное большинство на вопрос: «Русский художник?..» отвечает: «Репин». Но какого Репина каждый из нас имеет в виду?.. Ведь «этот странный Илья Ефимович» поистине «умел всё». Не было жанра, в котором он не попробовал бы себя: начиная от пейзажа, портрета и кончая жанровой и даже исторической живописью. Кстати, и в увлечении импрессионизмом был замечен. В 1870-е годы, в Париже, Репин стал зрителем первых выставок классиков французского импрессионизма. Эдуадом Мане —
в полном смысле «заболел». И вернувшись на родину, в течение последующего десятилетия создавал чисто импрессионистические работы.
В Париже художнику пришла в голову идея еще одной, тоже очень не репинской — сказочной — работы. Наверное, его «грызла» ностальгия, оттого и появился такой русский герой, как «Садко.
…Опустился Садко, богатый купец, на дно морское, захотел царь морской его сосватать, и пошли перед ним итальянки и гречанки, испанки и француженки. А он глаз оторвать не может от своей, русской, красавицы. Позировал для фигуры Садко художник Васнецов. Случайно удалось достать в Париже шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Морское дно с его причудливой флорой, рыбами и моллюсками прекрасно изображено художником практически с натуры — Репин писал картину в знаменитом парижском океанариуме.
Правда, как считал сам мастер, картина «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. А между тем в ней прослеживаются элементы символизма, и впоследствии, когда на тему Садко будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций.
Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года. К сожалению, здесь картина успеха не имела, но зато в России принесла автору немалую славу: картину приобрел наследник престола и будущий император Александр III. Илья Ефимович тут же получил звание академика.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hlraz