«Верди. Вагнер. Даргомыжский. Петербургские истории»

1 Апреля 2013

«Верди. Вагнер. Даргомыжский. Петербургские истории»

Роза Салмановна Садыхова, один из кураторов выставки, рассказала о структуре экспозиции. Так, первый из четырех залов посвящен приезду великих композиторов Верди и Вагнера в Санкт-Петербург в 60-е годы XIX века. Верди посетил Петербург для постановки оперы «Сила судьбы», увидевшей свет в 1862 году, а Вагнер в 1863 гастролировал в качестве дирижера. Имя Даргомыжского в это время было одним из самых авторитетных в среде русских музыкантов. В некотором смысле выставка — состоявшаяся в будущем встреча трех великих музыкантов-новаторов в городе на Неве.
Здесь можно увидеть настоящие афиши концертов, документы, ноты, портреты известных солистов того времени и подлинные автографы композиторов. За каждым из уникальных экспонатов — увлекательная история. Например, две афиши одной оперы, даваемой в Петербурге в то время. Первая говорит о премьере, а вторая приглашает уже на пятый концерт. Афиши одинаковые, за исключением того, что на второй указано: в ложах мест нет. Исходя из такой записи, можно сделать вывод, насколько популярны были оперы Верди и Вагнера, насколько стало модным бывать на их концертах. Высший свет старался не пропустить ни одного из них.
Роза Садыхова рассказала много увлекательного о каждом композиторе. Например, такой интересный (и, видимо, не всем сегодня известный) факт: Рихард Вагнер первый во время дирижирования... стал спиной к залу! До этого дирижер стоял впереди или позади оркестра, однако всегда лицом к слушателям. Такой новаторский и даже оскорбительный подход вызвал немалое удивление достопочтимой публики.
Изначально планировалось приурочить выставку к 200-летию со дня рождения Вагнера и Верди. Позже устроители решили воздать должное русскому композитору — Александру Сергеевичу Даргомыжскому. В результате на выставке представлены три абсолютно разные личности, с разными взглядами и идеями в творчестве. Однако их объединяет не только один год рождения, но и огромный вклад каждого в развитие музыки.
Даргомыжскому посвящен целый зал — в нем можно поближе познакомиться с композитором и его семьей, традициями их дома. Творчество Даргомыжского оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века, однако зачастую с историей его жизни и музыкой знакомы лишь специалисты. Такую несправедливость и решили исправить организаторы выставки.
Алла Константиновна Кенигсберг, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории, на конференции подчеркнула, «что устроители выставки исправляют ту ошибку, которая была характерна 150 лет назад для России, когда русская опера находилась в загоне».
Елена Владимировна Грумад, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, с большой любовью рассказала, как собирали экспонаты для данной выставки, какая огромная научная работа проводилась по материалу. И их труды увенчались не только великолепной экспозицией, но и научными открытиями. А именно — выявлены три нотных автографа Даргомыжского! Несомненно, это большая удача для мира музыки.
В заключение торжественного открытия солисты Мариинского театра и Царскосельский камерный хор «Петербургские серенады» подарили гостям выставки концерт. Были исполнены отрывки из опер Даргомыжского, Верди и Вагнера. Особенно поразил отрывок из «Русалки» в экспрессивном исполнении Екатерины Соловьевой.
Ни один посетитель выставки не останется равнодушным. В залах звучат страстные голоса оперных див, со стен с улыбкой взирают лучшие солисты XIX и XX веков, красочные фотографии и подлинные экспонаты дают богатую пищу воображению, а занимательные факты жизни и творчества великих композиторов с легкостью заинтересуют даже случайного посетителя... Наталья Метелица — куратор выставки, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, делилась своими переживаниями: «Ведь все это посвящено композиторам и, несомненно, их музыке, — говорила она. —
А экспонаты молчат, коллекция фотографий, гравюр и костюмов не звучит…» Думаю, организаторы справились с поставленной задачей, смогли передать зрителям красоту оперной музыки и рассказать об исторически важной роли трех великих композиторов одной эпохи: Верди, Вагнера, Даргомыжского. И эта выставка действительно «зазвучала»!

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hfNia