День радости

1 Апреля 2013

День радости

Фестиваль открылся петербургской премьерой оратории Андрея Микиты «Семь песен о Боге» по композициям Бориса Гребенщикова (в ноябре 2012 года это сочинение исполнялось в Москве, в Большом зале консерватории). Андрей Микита пишет духовную музыку с 1987 года, замысел оратории на песни Гребенщикова родился после обработки песни «Сокол» для Синодального хора, которая вызвала необыкновенное количество откликов, а полностью оратория «Семь песен о Боге» была окончена в 2012 году.
В исполнении участвуют несколько коллективов: возвышенные, небесные силы символизируют мужской хор «Byzantion», поющий в аутентичной манере, и «неземной» тембр сопрано, то сливающегося с оркестром, то воспаряющего над ним. Сольная партия тенора призвана передать искания человека на его непростом бренном пути. Академический хор тоже воссоздает земной образ — но уже не индивидуума, а всего человечества.
Андрей Микита выбрал семь духовных песен из разных периодов творчества Гребенщикова, которые в данном прочтении образовали законченный цикл. В тексте оратории противопоставлены приземленность и устремленность ввысь, и не случайно значительную роль играют образы птицы, полета. Семь частей — семь «шагов» по направлению к Свету, в финале апокалиптические образы белого коня, звериной луны, звезды-можжевельника предстают в ореоле светлого ликования. Часть текстов, предназначенных для исполнения византийским хором, переведена на греческий язык.
Предложенное Микитой перевоплощение песен Гребенщикова оказалось очень красочным — композитор мастерски владеет приемами вокальной и инструментальной колористики. Возвышенный, серьезный тон, вслушивание в нюансы тембра и фактуры, использование полифонических и разработочных приемов развития, характерных для академических вокально-симфонических жанров, сочетаются с лирической, открытой, порой очень откровенной песенной интонацией. Очевидны также связи сочинения
А. Микиты с русской традицией XIX века, с творчеством Рахманинова, Римского-Корсакова.
Убедительно выстроена 7-частная композиция (все сочинение длится около 70 минут без перерыва). В прологе звучит мужской хор византийских певчих. Первые три части («Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего») — своеобразная экспозиция, лирические размышления о земных странствиях. Первая исполняется академическим хором, вторая — соло тенора: человеческому голосу отвечают короткие хоровые реплики. Медитативным интонациям, образам сосредоточенного размышления, мотивам вопроса может отвечать попевка в народном духе («Господу видней» в первой части, «Здравствуй, это я» — во второй). IVчасть («Еще один раз») вносит драматический контраст, здесь отчетливо проведена тема сомнений, дисгармонии, появляются образы ночи, пустоты, железной клетки, каркающего воронья… В противовес отчаянию и сомнениям в следующей части «Сокол» возникает музыкальный образ внезапного взлета. В конце этой части достигается яркая, эффектная колокольная кульминация: торжественный колокольный звон воссоздается при помощи красок оркестрового тутти. VI часть («Дубровский») переводит повествование в область сказочно-эпического плана: по сюжету литературный пушкинский герой прилетает на аэроплане и возглашает готовность спасать Машу, в музыке воспроизводится стилистика торжественных маршей Петровской эпохи. В финальной части «День радости» возвращается лирический тон высказывания, но теперь в нем преобладают светлые, созерцательные оттенки. Заканчивается оратория колокольным звоном в высоком регистре, напоминающем об образе мерцающей звезды из первой части. Гимн добру и свету в оратории А. Микиты на тексты Б. Гребенщикова наполнен множеством красок и полутонов и вызывает непосредственный, эмоциональный отклик у слушателей.
В исполнении оратории «Семь песен о Боге» участвовали Российский национальный оркестр, хор Михайловского театра, мужской хор «Byzantion» (Румыния), солисты — Александра Калинина (сопрано), Борис Степанков (тенор). Ораторией уверенно и эмоционально продирижировал Димитрис Ботинис.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1HIeC