Посвящение Борису Тищенко

1 Апреля 2013

Посвящение Борису Тищенко

Последний, Шестой, квартет (его исполнил квартет «Quadmusic») в панораме камерно-инструментальных сочинений композитора занимает довольно необычное положение. В нем нет внешней экспрессии, резких конфликтов и эмоциональных «взрывов».
А благодаря относительно небольшой продолжительности на первом плане оказывается не столько драматургия крупного плана, сколько строго выверенная фактура, детали тематического развития, передающего внутренние контрасты как в первой, динамично-экстравертной части, так и во второй, насыщенной задушевной лирикой.
Вокальный цикл «Дорога» (прозвучал в артистичном и ярком исполнении Олеси Петровой, партия фортепиано — Наталья Волкова) напомнил об одной из ведущих художественных тем творчества композитора — теме человеческого одиночества,– с ней же связаны и грандиозные Данте-симфонии, и вокальный цикл «Бег времени». Образы безоблачного детства, воплощенные с добродушным и мягким юмором, находятся здесь в непосредственном диалоге с размышлениями о неизбежном финале жизни. «Детский» и «взрослый» миры дополняют друг друга, раскрывают разные точки зрения на мир, одновременно показывая начало и конец человеческой судьбы, но не в пессимистически безысходном освещении, а умиротворенно возвышенном. Во втором отделении концерта принял участие Камерный оркестр Новосибирской филармонии, за дирижерским пультом — Алим Шахмаметьев. Его рационально организованная энергия и музыкальная чуткость позволили оркестру справиться с многочисленными сложностями прозвучавших оркестровых произведений. В Lamento для арфы с оркестром (солистка — Ирина Донская) — это дифференциация разных типов фактуры, требующая и точного ощущения нюансов, и общего профиля драматургии (фактически это произведение — транскрипция медленной части фортепианной сонаты № 29
Л. Бетховена — одного из кумиров Б. Тищенко). В Концерте для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (солисты — Чингиз Османов и Николай Мажара) — игра контрастов, действующая на уровне жанров отдельных частей, их композиции и интонационной организации тематизма. Острая танцевальная ритмика здесь соседствует со сложнейшими «авангардистскими» изысками, но и они отступают в проникновенной последней части Концерта. В ней нет горечи прощания, зато ясно слышны спокойная мудрость и светлая печаль — так возникают образы прошлого, которое не вернется, но никогда не исчезнет из памяти.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~sDYu2