Клавесин в Зубовском особняке

1 Апреля 2013

Клавесин в Зубовском особняке

И потому не случайно, что в наши дни, когда регулярные концерты в Зубовском особняке возрождаются, серию концертов решено было начать с клавесинного вечера. Темой концерта была избрана музыка Петербурга XVIII века, и это тоже не случайно — честь открытия имен многих петербургских музыкантов прошлого, и в первую очередь клавесинистов, принадлежит сотрудникам Российского института истории искусств, занимающего особняк.
Долгое время итальянские музыканты, работавшие в Петербурге в XVIII веке, рассматривались историками не как активные участники формирующейся российской музыкальной традиции, а как высокомерные сторонние наблюдатели. В действительности это никак не может быть отнесено к музыкантам, впервые очаровавшим город своей игрой, — тосканским мастерам клавесина Винченцо Манфредини и Джованни Марко Рутини.
Эти музыканты прибыли в Петербург в качестве композиторов и капельмейстеров оперной труппы Джованни Локателли. Их оперы представлялись труппой с неизменным успехом, но еще большим успехом пользовались придворные клавесинные концерты. Музыканты немедленно обрели друзей среди петербургских просвещенных любителей музыки. Д. М. Рутини около двух лет гостил в усадьбах графа Петра Шереметьева, В. Манфредини был немедленно приглашен возглавить ораниенбаумскую капеллу великого князя Петра Федоровича. Помимо концертов оба музыканта активно занимались педагогической деятельностью. Учениками их были как аристократы-меломаны, так и молодые музыканты придворной капеллы — будущие российские композиторы Василий Пашкевич, Максим Березовский, Степан Дегтярев. Таким образом, Д. М. Рутини и В. Манфредини увлекли русских музыкантов своим примером и приобщили их к опыту европейской музыки.
До недавнего времени было принято ограничивать разговоры о музыке XVIII века тремя-четырьмя именами и считать остальных музыкантов недостойными внимания. Тем удивительнее для многих было знакомство с двумя ярчайшими личностями, несхожими индивидуальностями, хотя и принадлежащими к одной традиции. Для знакомства с Д. М. Рутини Владимир Радченков выбрал шесть сонат ор. 6, посвященные великому князю Петру Федоровичу, будущему императору. В. Манфредини был представлен шестью прелюдиями, по ощущению исполнителя, сначала сымпровизированными, затем восстановленными на бумаге и впоследствии включенными в трактат «Правила гармонии». Каждая соната предварялась прелюдией, как бы специально обрывающейся на полуслове и требующей продолжения. Прелюдии подсказали Владимиру Радченкову импровизационный тон и в сонатах, что идеально гармонировало с исполнительским стилем музыканта, в котором импровизационность — важная отличительная черта.
Язык музыки невозможно передать словами, но слушатели этого концерта были покорены бесконечным разнообразием образного мира авторов, а прежде всего — ярким светом, излучаемым их музыкой. Было в ней и остроумие флорентийских комедий дель арте, и героико-драматические страницы, сродни поэзии «бури и натиска», и бесконечно глубокий лиризм. Для всех этих оттенков смысла Владимир Радченков находил особое звучание, штрихи, подчеркнутые комбинациями регистров. А инструмент одного из ведущих мастеров современности Юппа Клинкхаммера, предоставленный фондом творческих инициатив «Праттика Терца», позволил осуществить все намерения исполнителя.
Концерт имел и большое просветительское значение благодаря комментариям известного историка музыки, автора энциклопедии «Музыкальный Петербург» Анны Порфирьевой.
Выражаем надежду, что подобные вечера в Зубовском особняке вновь станут доброй традицией музыкальной жизни города и что клавесинные вечера сделаются неотъемлемой частью этой традиции.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~TT7WJ