Я — флейта…

4 Марта 2013

Я — флейта…

В один день — он был звезда моей жизни, второе рождение мое — в один день мне осмотрели зубы и губы: по осмотру заключили, что я флейта, отчего и  отдали меня учиться на флейте. Н. Павлов. «Именины»

Ручаюсь, все, как и я, подумали, что написанное за век до рождения юбиляра — сказано о ней, об Александре Михайловне Вавилиной. Столько лет она была первой флейтой Ленинградской филармонии и ее же «первой леди» —
женой и другом Евгения Александровича Мравинского. Но вот, придя на юбилейный вечер в консерваторский Малый зал имени А. К. Глазунова, я узнаю из краткой биографической справки, что с восьми лет маленькая Саша начала играть в оркестре народных инструментов Василеостровского дома пионеров, овладев альтовой домрой. А во время войны, в эвакуации, не расставалась с… мандолиной. Только по возвращении в Ленинград в 1945 году поступила в музыкальную школу при Училище имени Н. А. Римского-Корсакова в класс флейты Петра Яковлевича Федотова (запомните это имя!), игравшего в оркестре Кировского театра. Не удивляюсь уже, что первое место штатной флейтистки А. М. Вавилина обрела в… неаполитанском оркестре (вот оно мандолинное прошлое!), а с 1956 года она — солистка оркестра имени Андреева. К тому времени Вавилина, окончив с отличием Ленинградскую консерваторию, становится лауреатом Всесоюзного и Международного конкурсов. И в апреле 1962 года она была приглашена в Заслуженный коллектив республики, руководимый Е. А. Мравинским, где прослужила около тридцати лет и была отмечена званиями заслуженной артистки России (1974) и заслуженного деятеля искусств России (1983).
В обеих ипостасях — артистки и деятеля, педагога — Александра Михайловна заслужила почет и уважение коллег-музыкантов и многочисленных учеников. Полвека педагогической работы профессора А. М. Вавилиной необычайно плодотворны: выпускники ее класса играют в ведущих оркестрах России и за рубежом, завоевывают лауреатские звания на российских и международных конкурсах, получают ученые степени…
Надо было видеть, как горели глаза у молодых музыкантов, учеников А. М., выходивших один за другим на сцену Малого зала. Квартет флейт исполнил «Весну» из «Времен года» Вивальди, дуэт флейт — Партиту ля минор Баха, терцет флейт — Presto фа мажор Д. Скарлатти. Но кроме этих переложений звучали и оригинальные пьесы: инвенции Й. Фельда для двух флейт, сюита «Камин Короля Рене» Д. Мийо для духового квинтета (отлично выступил квинтет деревянных духовых инструментов Мариинского театра). Совсем юные флейтисты — ансамбль блокфлейт Детской школы искусств на Петроградской, руководимый А. Кискачи, учеником Вавилиной, — сыграли музыку Ренессанса: Колыбельную Дж. Доуленда и Гальярду М. Франка.
Состоялась российская премьера трио для флейты, скрипки и виолончели аргентинского композитора К. Каллиендо.
Нельзя было лучше почтить и первые шаги юбиляра на музыкальном поприще — лауреату Международного конкурса флейтисту Георгию Долгову, исполнившему «Испанию» Ч. Кориа и «Цыпленка» Дж. Пасториуса, аккомпанировал ансамбль «Квинтет четырех» в составе которого артисты, играющие на балалайке, баяне, басовой домре и балалайке-контрабасе.
Особо отмечу соло Марии Федотовой в Фантазии П. Поспелова на темы песен Марлен Дитрих. Поистине божественный звук, чистотой и яркостью тембра напомнивший «голос» учителя, невольно навеял мысль об эстафете, врученной юной Александре Вавилиной ее первым педагогом — Петром Яковлевичем Федотовым, дедушкой Марии Федотовой, учившейся уже у Александры Михайловны. Флейта Вавилиной зазвучала с экрана фильма, заставив еще раз пережить печальное соло из финала Четвертой Брамса или идиллическую пастораль финального Аллегретто из Восьмой симфонии Шостаковича…

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ARZrh