«Служенье муз не терпит суеты…»

4 Марта 2013

«Служенье муз не терпит суеты…»

А. Д. Мнацаканян в своем творчестве постоянно обращался к многовековым художественным традициям армянской музыки и законам европейского музыкального искусства, что, безусловно, предопределило его стиль, поиск новых идей и образов.
В отзывах критиков на не очень, к сожалению, частые исполнения произведений Мнацаканяна всегда отмечалось органичное единство старых традиций армянской музыки с европейскими, а также особое сочетание в произведениях композитора монодийного музыкального письма «медитативного характера» и патетических «драматических включений», свойственных стилю композитора в целом. Зачастую в музыке Мнацаканяна не встретишь точных народно-песенных цитат, есть лишь отдаленная атмосфера ностальгии по Армении и ее музыкальной традиции.
А. Д. Мнацаканян — автор значительного числа произведений. Среди них особенное место занимает музыка к фильмам — более чем к тридцати. И сегодня мы можем иногда увидеть по телевизору «Два билета на дневной сеанс», «Круг» или «Снегурочку вызывали?» Важную роль в его творчестве играет инструментальное наследие —
4 квартета, 3 симфонии, Сюита для симфонического оркестра, симфоническая поэма «Памяти Камо», Симфониетта, фреска «Мольба» для 12 виолончелей, «Контрасты» для симфонического оркестра. Музыка Александра Дерениковича Мнацаканяна — уникальное явление прогрессивного искусства XX века. Не погрешу против истины, если скажу, что творчество этого выдающегося представителя русской музыки во многом определит пути ее развития в будущем и войдет в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
За годы своей преподавательской деятельности
А. Д. Мнацаканян воспитал целую плеяду учеников, среди которых встречаются имена известных сегодня композиторов: А. Попов, И. Друх, О. Проститов, Б. Глыбовский, Е. Стецюк, А. Курбанов Л. Иноволоцкий, Ю. Красавин, Н. Драницын, С. Евтушенко, М. Вайман, Н. Мажара, М. Карпец и многие другие.
А. Д. Мнацаканян обладал безупречным мастерством, сочетающимся с чувством профессиональной ответственности. Он любил говорить на своих уроках: «Я беру первую ноту — ее посылает Бог. Но вторая нота — это уже музыка, а значит, вторая нота требует от композитора ответственности, вслушивания, выбора из многих вариантов». Этот ответственный подход к музыке, постоянный выбор одного из множества вариантов — самого лучшего варианта — как нельзя более точно характеризует композитора. Во время, когда все вокруг спешат и суетятся, стараются везде успеть в погоне за деньгами и славой, Александр Дереникович мудро, по-восточному, никуда не торопился, как будто всем своим видом давая понять и ученикам, и публике, что музыка не терпит суеты.
Во многих произведениях Мнацаканяна слышно это неторопливое любование жизнью, гармонией. И хотя часто в этой гармонии мы слышим и боль, и человеческое одиночество, и печаль, всё же остается ощущение, что композитор главное видел в красоте звука, в полноте тембра, в игре оттенков гармонии. Слушая произведения Александра Дерениковича Мнацаканяна, мы понимаем, что каждая нота, написанная им, прослушана, пропущена через композиторское ухо, тщательно взвешена и обдумана. Как говорил сам Алексндр Дереникович, «композитор должен быть собственным критиком».
Важным, на мой взгляд, является и педагогическое кредо Александра Дерениковича Мнацаканяна. Он никогда не стремился сделать из своего ученика маленькое подобие самого себя, а, наборот, старался раскрыть все грани таланта молодого композитора, заставить поверить в себя и следовать только своему пути, не подражая никаким авторитетам и идолам. На его уроках иногда создавалось ощущение, будто Александр Дереникович не учит, а вслушивается в своего ученика, и как-будто разгадывает его, а затем уже в нескольких лаконичных выражениях направляет молодую композиторскую мысль в нужное русло. Именно поэтому в его классе успешно приживались и сосуществовали молодые композиторы самых разных направлений.
Александр Дереникович Мнацаканян не только замечательный композитор, но и выдающийся педагог, сумевший сохранить и передать всемирно известную петербургскую композиторскую школу следующим поколениям.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~bEUyu