Золотой гобой Курлина

4 Марта 2013

Золотой гобой Курлина

Владимир Михайлович Курлин — один из признанных золотых голосов середины
XX века. Исконный ленинградец, он рос в интеллигентной семье. Отец — профессор Электротехнического института — часто садился за рояль, свободно играл классическую литературу. Владимир Курлин прошел все три положенные ступени музыкального образования: специальная школа, консерватория, аспирантура. Учился у Г. И. Амосова, затем у А. А. Паршина. Сразу пережил международный успех: в 1953 в Прагу на Конкурс имени Антонина Райхи отправилась группа талантливых ленинградских духовиков, покорившая и жюри, и тамошнюю опытную публику. Золотая медаль очень «пристала» 20-летнему Курлину — солисту оркестра Мариинского (тогда Кировского) театра.
Пятеро победителей тут же решили организовать в родном городе собственный постоянный Духовой квинтет при филармонии. Концертировали более четверти века. Открыли — и для себя, и для слушателей — много интересной музыки. Были тут и венские классики, авторы немецкие и австрийские, американские и скандинавские, болгарские и английские, чешские и словацкие. Особенно охотно знакомили артисты с французскими авторами — от Рамо до Ибера, от Пуленка до Франсэ. Постоянно сотрудничали и с соотечественниками — ленинградскими композиторами. Многое часто записывали на радио, на виниловые пластинки. Фирма «Мелодия» выпускала также и сольные пластинки Курлина — играл он музыку разных эпох и стилей, произведения Телемана и Марчелло, Хиндемита и Бриттена.
Безотказно выступая в разнотипных концертах старинной и современной музыки, с оркестром и с квинтетом, Курлин неизменно демонстрировал врожденную профессиональную уверенность, стилевую чуткость, безупречность вкуса. Возглавляя группу гобоев в Заслуженном коллективе республики академическом симфоническом оркестре под руководством Е. А. Мравинского, Курлин покорял слушателей красотой звука, пластичностью фразировки, строгостью манеры. Ответственные soli гобоя в симфониях Бетховена ли, Рих. Штрауса, Чайковского или Прокофьева всегда становились для слушателей художественным переживанием. Образованные любители музыки специально ходили «на Курлина» в брамсовском Скрипичном концерте или россиниевской «Шелковой лестнице».
Согласно заповеди «Мастер, воспитай ученика», Курлин занимался и преподавательской деятельностью — как в Петербургской консерватории, так и в тогдашнем ее филиале в Петрозаводске. Немало прекрасно выученных им специалистов сейчас преподают и играют в разных городах и весях страны. Благодарные ученики ныне готовят сборник материалов, посвященных уважаемому мэтру. Надо надеяться, что это приношение вместе с оставшимися звукозаписями по-своему продлит трагически рано оборвавшуюся жизнь выдающегося музыканта.
В искусстве, как известно, нет эталонов. Но многое, что предлагал в своем исполнительстве Владимир Курлин, кажется поистине образцовым.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~jnjqq