Музыкально-литературные салоны в особняке графа П. А. Зубова

4 Марта 2013

Музыкально-литературные салоны в особняке графа П. А. Зубова

Эту моду в нашем городе ввели немецкие и другие «иностранные министры», — послы, возившие с собой небольшие капеллы музыкантов и приглашавшие на свои домашние концерты избранный круг любителей музыки. При царице Анне, призвавшей на придворную службу итальянских виртуозов, при дворе стали устраивать «куртаги» — дневные собрания с музыкой. Постепенно эту форму времяпрепровождения перенимали богатые вельможи, имевшие собственные оркестры.
Подобная инициатива возникает в Зубовском институте не впервые. Основание в 1920 году «музыкального разряда» (ныне — сектора музыки) Российского института истории искусств повлекло за собой возрождение забытых в годы революции приватных концертов-салонов, устраивавшихся в честь некоторых персон или исторических событий силами ученых института и приглашенных артистов. После передачи институту коллекции старинных музыкальных инструментов в 1950-е годы возникла новая волна музыкальных собраний, связанных с возрождением интереса к старинной музыке.
В настоящее время целью музыкальных салонов является знакомство публики с музыкальными открытиями, сделанными учеными института в процессе исследования музыкальной культуры Петербурга XVIII и XIX веков.
Начнется цикл салонов с итальянцев, пользовавшихся большим авторитетом в конце елизаветинской и в первое десятилетие екатерининской эпохи. Это Джованни Марко Рутини (1723–1797) и Винченцо Манфредини (1737–1799). Оба музыканта прибыли в столицу с оперной труппой Локателли в 1757 году. Постановки опер этих композиторов в Москве и Санкт-Петербурге быстро привлекли внимание законодателей придворных музыкальных мод. По рекомендации графа Ивана Шувалова Манфредини становится капельмейстером великокняжеского двора в Ораниенбауме, затем сменяет Германа Раупаха на посту премьер-капельмейстера. Рутини в течение двух лет был гостем Петра Шереметьева, осуществлял с музыкантами крепостной капеллы постановку опер, концертировал во дворце Шереметьевых в Фонтанном доме и при дворе. Огромным успехом пользовались клавесинные концерты обоих музыкантов. Они вели и педагогическую деятельность: Рутини давал уроки великокняжеской чете, Манфредини был наставником юного принца Павла Петровича.
На концерте будут исполнены шесть сонат Рутини ор. 6, посвященные великому князю Петру Федоровичу. Каждая соната будет предварена прелюдиями Манфредини, написанными им для занятий с принцем Павлом. Исполнит сочинения известный петербургский клавесинист Владимир Радченков.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tbzuh