Мастер-класс Эмануэля Красовского

15 Декабря 2011

Мастер-класс Эмануэля Красовского

На этот раз в рамках «Недели» мастер-классы проводил профессор Эмануэль Красовский, декан фортепианного факультета Школы музыки Бухмана-Меты в Тель-Авиве. Честно говоря, когда я увидела на афише имя профессора, я не поверила своим глазам: он не часто приезжает в наш город, и попасть на его мастер-класс в Петербурге даже в качестве зрителя — большая удача. Оказаться в числе активных участников — тем более. Чтобы не быть голословной, добавлю: одна из учениц Красовского, занимавшаяся у него в летней академии Тель-Хаи, приехала в Петербург из Москвы на эти два дня специально, чтобы только послушать мастер-класс профессора.
Вообще, есть огромная разница между регулярными уроками с учителем по специальности и открытым мастер-классом незнакомого профессора. Учитель — не только тот, кто может научить, что само по себе, конечно, очень важно. Молодому музыканту многое приходится принимать на веру, полагаясь на опыт преподавателя и его неравнодушие к судьбе подопечных. Поэтому одна из первых задач преподавателя — установить атмосферу взаимопонимания, в которой и рождается это доверие. Что такое мастер-класс? Чаще всего — публичная демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле. На мастер-классе можно узнать мнение преподавателя о данном произведении и получить советы о том, как подправить некоторые детали. Но, признаться, я впервые наблюдала, чтобы профессор во время мастер-класса в крохотный отрезок времени завоевал такое доверие студента, впервые ощутила атмосферу, которая порой создается годами совместной работы…
Как заметили многие из присутствующих, за тот час, что профессор занимался с учеником, тот начинал играть иначе. Оживали фразы музыкальной речи, выстраивалась форма. Проще говоря, исполнение становилось логичным. Профессор не излагал мало кому понятные концепции, ему хватало буквально нескольких слов, чтобы произведение начинало звучать естественнее, причем эти замечания, казалось, было совсем не трудно выполнить! «Класс! Так просто объяснил — и понятно, что делать», — слова одной из студенток. Трудная задача переставала быть трудной. Профессор помогал ученику во время игры, подсказывая, играя одновременно с ним в особенно значимых эпизодах и — объясняя что-то после проигрывания. Во время мастер-класса Красовский многое показывал сам. Нечего и говорить — это было исполнение мастера высшего класса… Отдельно хочется сказать о работе с текстом. Начиная с того, что Красовский внимательно отнесся к редакции, принесенной на мастер-класс, и заканчивая тщательным разъяснением авторских ремарок, интерпретацией деталей. И ни разу не прозвучала фраза вроде: «Композитор написал здесь пиано, но ты пиано не играй, потому что он сам не знал, что хотел написать».
В целом, говоря о мастер-классе Красовского, хочется отметить, что, помимо всего прочего, мы увидели, какой должна быть атмосфера на уроке. Только когда есть такое взаимопонимание, ученик и верит профессору и — главное — именно тогда все замечания и советы легко понимаются и исполняются. «Учитель — это тот, кому вы доверяете», — слова, которые нам постоянно повторяет Л. Е. Гаккель. Даже если это первая в жизни встреча с незнакомым учителем на мастер-классе.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qSqYR