«Международная неделя консерваторий» в центре музыкальных событий Петербурга

15 Декабря 2011

«Международная неделя консерваторий» в центре музыкальных событий Петербурга

— На самом деле идея «Недели консерваторий» неисчерпаема. Потому что она дает возможность обмена плодотворным опытом в самых разных областях музыкального творчества: новые направления исполнительства, педагогики, музыкальной науки, композиции, проблемы концертного менеджмента и т. д. В содержательный контекст каждого фестиваля включены и разнообразные выставки, связанные с ведущей темой праздника. Это и картины современных петербургских художников, и экспозиции исторических материалов из фондов Научной музыкальной библиотеки консерватории и различных музеев…
— То есть концертные выступления — только одна из сторон стереофонической фестивальной жизни?  
— Ну разумеется. Многожанровость фестивальных программ демонстрирует самые разные грани творчества в профессии музыканта. Исполнители выступают в концертах, композиторы представляют свои новые сочинения, педагоги дают мастер-классы, научные конференции знакомят аудиторию с новейшими музыковедческими работами, проходят презентации книг о музыке. В этом году профессор из Высшей школы музыки в Кельне Анне Дорте Брундум провела интересные семинары по лечению психофизических профессиональных заболеваний. Известно, как это актуально для многих музыкантов.
— Можно ли сказать, что у каждой «Международной недели» свое лицо?
— Разумеется, потому что каждый фестиваль имеет свою главную тему. Она и диктует особенности структуры. Так, последний был посвящен Году Испании и Италии в России. Поэтому экспозиция наших художников называлась «Романские напевы: Италия, Испания», а научная музыкальная библиотека консерватории сделала две выставки: «Испанское путешествие Глинки» и «Итальянская музыка при российском императорском дворе XVIII века». Тема пересечения наших культур определила и «арочную» драматургию музыкальных программ.
— Что это значит?
— Имеются в виду переплетение и переклички национальных школ в общем культурном пространстве. Ну, например: в концертах под названием «Итальянская опера-гала» днем наши студенты и аспиранты поют арии и дуэты итальянских композиторов, а вечером гости из консерватории Милана исполняют «Служанку-госпожу» Перголези и «Пульчинеллу» Стравинского. Аккомпанирует итальянским певцам консерваторский Камерный оркестр под руководством маэстро Марко Паче. Или: Испанское каприччио Римского-Корсакова исполняет симфонический оркестр наших студентов, которым дирижирует Дамиан Иорио (Италия). Российский гитарист Дмитрий Илларионов блистательно солирует в Аранхуэсском концерте испанского композитора Хоакина Родриго, а наш Камерный оркестр, управляемый скрипачом и дирижером Андреасом Карденесом (он представляет США), исполняет концерты Вивальди. Или: Камерным оркестром из Германии дирижирует колумбиец Адриан Авила Арзуза, студенческим оркестром духовых инструментов из Казани управляет профессор Петербургской консерватории Андрей Казаков, в концертном марафоне участвуют музыканты из Парижа, Москвы, Казани, Петербурга…
— Действительно, прекрасный союз… Но раз уж речь зашла о драматургии фестиваля, то какие кульминационные точки вы бы отметили?
— Их было несколько. Одна из самых ярких —  «Осенний карнавал». Это был вечер мировых премьер. В нем прозвучала программная музыка, созданная нашими молодыми композиторами специально для фестиваля. Авторам были заданы жесткие условия относительно темы композиции (сюжет из романской истории, литературы, живописи) и длительности звучания (не более двадцати минут!). Николай Мажара представил остроумную мини-оперу «Musica Viva, сцены из жизни Россини». Светлана Нестерова — экспрессивный мини-балет «Лаура» по трагедии Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба». В гротесковом балете Антона Танонова «Похороны Сардинки» воплотились сюжетные мотивы одного из «Капричос» Франсиско Гойи. А открыл программу «Итальянский карнавал» Евгения Петрова (концертино для фортепиано и струнного оркестра). Благодаря участию Театра исторического танца «Малый Трианон» визуальный ряд в этих миниатюрах получился необычайно красочным. «Испанский акцент» хореографии был обеспечен консультантом из Мадрида Евой Лопес Кревильен.
— А джазовый вечер вы не хотите отнести к кульминации?
— Скорее к интермедии, которая предшествовала кульминационному завершению фестиваля. Но действительно, джазовые программы всегда вызывают энтузиазм публики, несмотря на то что концерты начинаются в 21.00. На этот раз джазовые композиции и импровизации прозвучали в исполнении норвежских музыкантов.
— Понятно, что на этом концерте собралась молодежь.
А каков возрастной ценз публики на других концертах?

—  К нашей радости, молодых в зале было очень много. Конечно, многие из них —  учащиеся музыкальных учреждений, но большинство составляли те, кто просто интересуется современным музыкальным процессом. Так что напрасно нас пытаются уверить, что академическая музыка  отпугивает молодежь.
— «Окончен бал, погасли свечи…» Что же дальше?
— Мы не успели опомниться от прошедшего фестиваля, а нас уже захлестнул поток писем от зарубежных участников с благодарностью за творческую атмосферу на консерваторском празднике и предложениями новых программ на будущий год. Так что мы уже волей-неволей начали процесс подготовки к следующей «Международной неделе консерваторий». Нетрудно догадаться, что она будет посвящена 150-летию первого российского музыкального вуза…

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~C4rjp