Леонид Синцев. Asociacion pianistica

15 Декабря 2011

Леонид Синцев. Asociacion pianistica

Недавно, 12 ноября, в день рождения Леонида Николаевича, прошел концерт учеников и друзей в Малом зале Петербургского музыкального колледжа им. Римского-Корсакова, где в свое время Синцев работал преподавателем и заведовал кафедрой. Тогда колледж назывался училищем, а город, в который, еще намного раньше, в 1953 году, девятилетний Лёня переехал с родителями из родного Новосибирска, — Ленинградом.
Ему предстояла учеба в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории, первые выступления — сольные и с оркестром. Соученики и сейчас хорошо помнят, как юный пианист поражал слушателей и коллег виртуозной игрой, в частности исполнением ля-минорного этюда Шопена. В 1963-м Леонид Синцев — студент Консерватории им. Римского-Корсакова в классе профессора С. И. Савшинского, этакого Станиславского в фортепианном искусстве. А будучи аспирантом профессора Н. Е. Перельмана, музыкант начинает совмещать концертную деятельность с педагогической, что останется неизменным на протяжении всей его жизни. В 70-е годы жители Новосибирска, Омска, Томска, Кемерова, Норильска, Заполярья часто имели возможность быть слушателями концертов молодого преподавателя Новосибирской консерватории, а в 1975 году чествовать его как первого среди уроженцев Новосибирска обладателя премии Международного конкурса пианистов им. Вианна да Мота в Лиссабоне. Дальнейшие годы творчества связаны с Петербургом, где Леонид Синцев преподавал в консерватории на кафедре специального фортепиано. Ежегодно он назначался председателем государственных комиссий в различных городах России: в один из его многочисленных приездов в Калининград мне и посчастливилось с ним познакомиться. Но то были уже 90-е годы, годы новой России, нового мира. Леонид Николаевич — зрелый, опытный мастер, поражающий своей работоспособностью и щедростью в работе с учениками. Не знаю, что больше очаровывало коллег, студентов, слушателей и меня в частности — его окрыляющий темперамент или чувство юмора в сочетании с широтой кругозора. Меня навсегда пленило трепетное и вместе с тем требовательнейшее отношение Синцева к замыслу автора, к тексту, открывающее путь к совершенству исполнения (уместно вспомнить слова Перельмана: «Умение правильно прочесть и исполнить текст находится в сфере предыскусства. Сфера искусства начинается с толкования текста»). Полагаю, слушатели (теперь уже — записей Леонида Николаевича) по достоинству оценят красоту звучания инструмента, виртуозность и артистизм исполнения. Это приглашение в живой, изменяющийся мир свободного духом героя с безбрежной фантазией, порой кажущегося вечно юным, порой удивительно по-человечески тоскующего, порой способного дьявольски околдовывать, соблазнять. Помнится, на одном из наших занятий Леонид Николаевич со значением процитировал Омара Хайяма:
    О тайнах сокровенных невеждам не кричи.
    И бисер знаний ценных пред глупым не мечи!
    Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь.
    Лелей свои надежды, но прячь от них ключи!
Артист (с 1973 года насчитано свыше 1100 данных Синцевым концертов) и педагог (ученики его неоднократно становились лауреатами национальных и международных конкурсов; он проводил мастер-классы в различных городах мира) вспоминает предостерегающего Хайяма!.. Невольно приходит мысль, что и собственная его жизнь, и уход показывают нам, как нелегок путь человека, открывающего сердце, обнажающего душу и щедро делящегося знаниями и умениями.
«Всегда испытываешь огромное волнение, наблюдая за руками, продолжающими дело Леонида», — с благодарностью обратилась к участникам упомянутого концерта Майя Синцева, вдова пианиста. Руки для пианиста бесценны. Не случайно именно изображение рук Леонида Николаевича решено сделать логотипом ассоциации, носящей его имя.
Дело в том, что в этом году в Барселоне была официально учреждена Ассоциация пианистов «Леонид Синцев» (Asociación pianística «Leonid Sintsev») «…с целью способствовать объединению всех тех, кто чувствует себя связанным с фигурой Леонида Синцева, а также сохранить «большую семью», о которой он всегда мечтал» (из письма президента Ассоциации М. Синцевой). Имя мастера не случайно так чтится именно в Испании: с 1993 года Синцев совмещал работу в Петербурге с преподаванием в Барселоне, где с 2000 года он был постоянным профессором Высшей школы музыки Каталонии (ESMUC). Уже прошел первый конкурс пианистов, где вручена премия Ассоциации, и принято решение о присвоении конкурсу имени Леонида Николаевича. В планах Ассоциации издание книги с воспоминаниями о любимом учителе, коллеге. Отдельная комиссия начала работу по подготовке издания нот с педагогическими указаниями Синцева (аппликатура, требования по интерпретации и т. п.). Можно ожидать выхода в свет издания этюдов любимых Леонидом Николаевичем Шопена и Листа. В тесном сотрудничестве с испанскими коллегами и друзьями объединяют усилия и российские ученики и выпускники Леонида Николаевича, живущие как в Петербурге, так и в других городах и странах. Проведение концертов, мастер-классов, собрание воспоминаний об учителе — это то, что уже осуществляется. «Сохранять основные линии работ и проектов, которые Синцев осуществлял при жизни, и развивать их в дальнейшем», — таковы цели Ассоциации, следовать которым так или иначе предстоит в первую очередь ученикам мастера.
Откройте же для себя или вновь повстречайтесь с искусством Леонида Синцева, яркого артиста на сцене и в классе, где он обращался к ученикам на разных языках, но всегда в совершенстве — на языке музыки!

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HmVqt