Величальная «Петербург-классике» памяти Галины Александровны Максименко

1 Июля 2011

Величальная «Петербург-классике» памяти Галины Александровны Максименко

    Все в журнале интересно —
    Дочитаю весь, хоть тресну!
    Владимир Маяковский


Всюду, где журнал квартировал — а в «лихие» девяностые  и позже перемену «квартиры» диктовала арендная плата, — царила уютная домашняя атмосфера. Царила хозяйка — главный редактор Галина Александровна Максименко. Она была громкой — не нахожу более точного эпитета — в проявлении симпатий и антипатий, подчас резкой, нелицеприятной. Но стоило вам понравиться ей чем-либо — статьей ли, рецензией, даже удачным заголовком или к месту сказанным словечком, анекдотом — вас тотчас примечали и привечали. А если вы к тому же проявляли бескорыстную верность журналу, то делались и оставались ее близким другом. Галина Александровна умела дружить, умела ценить и авторов, и сотрудников.

Сегодня, просматривая почти две сотни журнальных выпусков за истекшие более чем пятнадцать лет, поражаешься обилию и разнообразию рубрик в этих необычной формы продолговатых книжицах. Вот далеко не полный их перечень: «Петербург многонациональный», «Наследники великого города», «Театральный Петербург», «Музыкальный Петербург», «Выставки в Петербурге», «В Российской национальной библиотеке», «Летопись городских событий», «Ваша книжная полка», «Новости кино», «Дети и искусство», «Перелистывая календарь», Духовные голоса»… Именно последняя рубрика, понимаемая расширительно, в сущности, — программа журнала. Голоса эти, порой разнящиеся по профессиональному уровню — от робких и искренних откликов любителей до строгих аналитических разборов, — объединяет неподдельная любовь к подлинному искусству, та высокая духовность, что всегда была свойственна отечественной, петербургской культуре. И что бы ни говорили высоколобые снобы, снисходительно поглядывавшие на «Петербург-классику», многие из помещенных в этом «журнальчике» материалов составят неотъемлемую часть культурных анналов Северной столицы.

Мне, как и многим моим коллегам-музыкантам, есть за что благодарить «Петербург-классику» и ее главного редактора. Здесь удавалось печатать отклики на концерты из произведений современных композиторов, до которых ни одной из общегородских газет не было дела. В маленьком журнале ухитрялись помещать — из номера в номер — обширные дневники впечатлений (отдельное спасибо за мой «Эстонский дневник», который с открытием нового концертного зала в эстонской церкви на ул. Декабристов я собираюсь продолжить). Здесь впервые видели опубликованными свои заметки консерваторские студенты — надо ли говорить, как это окрыляло их! Здесь появлялись интересные исторические очерки о выдающихся артистах, художниках, композиторах… Сюда можно было принести юбилейные заметки о крупном мастере, которого забыли поздравить в других изданиях, или прощальное слово вослед ушедшим… Вас всегда ждали в редакции, с вниманием относились к авторской правке, а если случалось сокращать текст, делали это, как правило, с вашим участием. А завершались визиты в гостеприимную редакцию чаепитием с пирогами… И всюду, где работала Галина Александровна — в журнале «Творчество юных», в газете «Вестник ветерана», — она умела, не поступаясь профессионализмом, сохранять атмосферу любви и доброжелательства.

Когда в июне 2009 года Галина Александровна отмечала в кругу друзей восьмидесятилетие, в ее возраст трудно было поверить. Что и позволило мне сделать шутливое подношение юбиляру:

Весьма уже почтенная юница
Скрывать свои лета отнюдь не тщится.

Она крылами машет, точно птица,
Взлетая над культурною столицей.

Перелистнем журнальные страницы
И воздадим редактору сторицей.

Да будет так! Покой ей только снится.
Ее полет свободный да продлится!


Увы, летать Галине Александровне оставалось недолго. Ровно год спустя, в день своего рождения — день в день — она сложила крылья. Но дух ее, верится, по-прежнему витает над любимым детищем.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~U4BBC