Веселый и отважный филантроп

1 Июля 2011

Веселый и отважный филантроп

Не будет преувеличением сказать, что сегодня многие города России и Европы с нетерпением ожидают гастролей театра «Комик-Трест». Уже через год после основания театра его актеры и Вадим Фиссон были избраны почетными гражданами Колорадо-Спрингс (США). Любое представление театра, будь то в России или за рубежом, — это всегда гарантированный аншлаг и успех. Однако, несмотря на европейскую славу и заманчивые предложения, творчество и талант театрального коллектива всегда остаются российскими и для России.     После того как Вячеслав Полунин практически перебрался во Францию, в Петербурге, да и, пожалуй, во всей России, нет театральной труппы такого стиля, такого формата, как уникальный театр Вадима Фиссона.

Искренней любовью зрителей театр прежде всего обязан своему руководителю Вадиму Фиссону, который поставил такие феерические спектакли, как «Чушь во фраке», «Секонд-хэнд», «Белая история», «CrazyMoon», «Антоний и Клеопатра», «Кабаре Нафталин», «Спам для фюрера», «Полный рататуй» и др. Благодаря этим работам театр стал дипломантом высшей национальной театральной премии «Золотая маска» и национальной премии Международного фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап». Коллектив был также награжден Государственной премией правительства Санкт-Петербурга «За создание самобытного и высокопрофессионального репертуара», Государственной премией в области литературы, архитектуры и искусства. На всемирно известном фестивале искусств в Эдинбурге «Комик-Трест» был награжден очень престижной премией «Душа фестиваля».
Вадим поистине неистощим на фейерверки, состоящие из танцев, пантомимы, клоунады, кукольных номеров, скетчей и прочих шуточных «фирменных блюд». Его режиссерское видение коренится в традиции веселого русского балагана, но в то же время каждый его спектакль далек от пустопорожнего зубоскальства, потому что всякий раз это философская притча, порой грустная, заставляющая зрителя, который только что буквально корчился от смеха, глубоко задумываться. В. Фиссон не просто режиссер, он еще и тонкий философ, которого в то же время никак нельзя назвать пессимистом, хотя работать он обречен в инвалидном кресле. Об оптимистичности юмора художественного руководителя говорит даже девиз «Комик-Треста»: «Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой!»

     Неразрывно с искусством связана и другая сторона жизни В. Фиссона — благотворительная деятельность. Это он пять лет назад придумал и создал движение «Театр — доступная среда», потому что глубоко убежден, что театр должен быть доступен для людей как с ограниченными физическими, так и с ограниченными материальными возможностями. С этой целью «Комик-Трест» постоянно дает выездные спектакли, зрители которых — инвалиды, ребята из детских домов, ветераны войны, члены общества глухих, многодетные мамы с детьми. В эти дни артисты театра вместе с приглашенными волонтерами поднимают инвалидов-колясочников по лестницам и помогают им удобно устроиться в зале.

В значительной степени этому движению способствовала и телевизионная программа «Энергичные люди», ведущими которой были Вадим Фиссон и его жена, актриса театра «Комик-трест», заслуженная артистка Наталия Фиссон. Сегодня Вадим, отнюдь не будучи олигархом,  — лауреат всероссийской премии «Филантроп». В его ближайшие планы входит организация ежегодной акции «День театра» (по аналогии с акцией «Ночь музеев») — день, когда театр будет доступен для всех желающих.

В своих постановках Вадим всегда находит столь же неожиданные, сколь и мастерские образы и режиссерские ходы. И надо видеть, каким параолимпийским огнем загораются глаза и лица инвалидов на спектакле «Антоний и Клеопатра», когда на сцену в комической роли бога войны Марса в своей инвалидной коляске, гротескно оформленной под «машину для убийства», стремительно выкатывает сам Вадим Фиссон! Его появление всегда сопровождается бурей аплодисментов. Ведь для них, инвалидов, он до боли свой, и они верят ему, как никому более. Поэтому после нескончаемых оваций в конце спектакля ему, нередко приходится неоднократно повторять этот свой феерический, буквально триумфальный выезд… Такой выход на сцену Фиссона-актера, играющего без ног, — пожалуй, сродни мужеству великого русского артиста Павла Луспекаева.

     Сегодня театр «Комик-Трест» — безусловно явление в российской театральной жизни, и попасть на его спектакль можно даже считать везением, потому, что билеты распродаются мгновенно. Театр также уникален еще и своей мобильностью, небольшим составом, который во время гастролей свободно умещается в один автобус. Получивший широкое признание за рубежом, «Комик-Трест», к сожалению, не имеет в Петербурге своей постоянной площадки, работает на принципе самоокупаемости, что едва позволяет сводить концы с концами. Для того чтобы зарабатывать, труппа просто вынуждена много гастролировать, и поэтому ее выступления в Санкт-Петербурге не так уж и часты.
Это уникальный театр, которым 20 лет бессменно руководит талантливый и мужественный человек. Хотелось бы верить, что помимо признания и любви российской публики этот коллектив получит реальную поддержку властей и меценатов.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~TPsKn