Мария Сафарьянц: «Элитарное искусство не может быть массовым»

30 Июня 2011

Мария Сафарьянц: «Элитарное искусство не может быть массовым»

— Уважаемая Мария Саркисовна, ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» — одно из самых значимых музыкальных событий в жизни города. Расскажите, пожалуйста, чем замечателен «предъюбилейный» фестиваль.
— Нынешний фестиваль мы посвятили Году итальянской культуры и итальянского языка. История Санкт-Петербурга, столицы империи, тесно связана с Италией. Музыкальная цивилизация к нам пришла в первую очередь из Неаполя. Неаполитанская композиторская школа — Чимароза, Перголези, Траэтта, Скарлатти — была одной из самых авторитетных в Европе. В то время иметь при дворе неаполитанского маэстро было вопросом высоких платежей и престижа. По приглашению Екатерины II в Петербурге работали Доменико Чимароза и Джованни Баттиста Перголези, и результатом этого явились некоторые их произведения, в частности маленькие оперы продолжительностью 30–40 минут, итальянцы нежно называют их «оперини». Опера Чимарозы «Капельмейстер», или «Il maestro di cappella», которую мы ставим в честь Года Италии в России, предположительно была написана в этот период. Перголези создал «Служанку-госпожу» вообще по заказу императорского двора.

— Какие премьеры будут представлены? Какие концерты вы хотели бы выделить?
— Наш фестиваль открылся 25 мая в Президентской библиотеке (здании Священного Синода) величественным Реквиемом Верди. Впервые для фестивального исполнения собрались известные мастера оперной сцены — Мария Летиция Гросселли, Кристина Мелис, Хачатур Бадалян, Александр Морозов и молодой яркий дирижер Джакомо Сагрипанти.
11 июня в Константиновском дворце — «Посвящение Карузо». Мы пригласили трех теноров из разных стран мира — Альфредо Нигро из Италии, Женишбека Ысманова из Кыргызстана и Алексея Саяпина, молодого российского певца, которому пророчат большое будущее, по приглашению самого Доминго он стажируется в Школе молодых певцов Оперы Лос-Анджелеса. Фактически же выступят четыре солиста. Дирижер Джузеппе Саббатини всемирно известен как выдающийся тенор. А в Инженерном замке
15 июня впервые в Петербурге будут исполнены «Времена года» Астора Пьяццоллы в оригинальной авторской версии для скрипки с оркестром (солист — Лука Марциали). Я, по традиции, сыграю «Времена года» Вивальди. Будет редкая возможность сравнить две «точки зрения»: барочную и XX века.

— Насколько успешным оказался начатый в прошлом году проект «Дворцы двух столиц»? Какая программа на этот раз подготовлена для Москвы?
— Судя по тому, как он развивается, конечно, это успех. В прошлом году состоялся концерт в Театре Гонзаго, в усадьбе «Архангельское», вызвавший большой интерес. В этом году мы впервые выступаем в Оружейной палате Кремля по приглашению Елены Юрьевны Гагариной, директора музея Кремля, дочери первого космонавта. Специально подготовлена программа «Великие итальянцы в России», созвучная ситуации. В Патриаршем дворце в Кремле проходит выставка «Сокровища Медичи». Ее организаторы подготовили для наших гостей экскурсию по Оружейной палате. Надеемся, что этот праздничный вечер будет иметь широкий резонанс. Звезды Роберто де Кандия, Джузеппе Саббатини исполнят оперу-буффа «Капельмейстер», или «Il maestro di cappella». В ней всего 2 действующих «лица» — поющий капельмейстер и оркестр, которые сражаются друг с другом. Возможно, эта опера вдохновила Феллини на создание знаменитого фильма«Репетиция оркестра»…

— XIX фестиваль посвящен Году Италии в России. Однако помимо итальянских в нем принимают участие французские исполнители. Чем, на ваш взгляд, интересен квартет «Cambini-Paris»?
— Это знаменитый квартет, который сфокусировал все свои усилия на музыке конца барокко — начала классицизма. Названы они так в чеcть итальянского композитора Камбини, чьи струнные квартеты, как считается, заложили основу французской традиции этого жанра. Концерт состоялся в недавно отреставрированном роскошном Мраморном зале Мраморного дворца. Поддержку оказал Французский институт, которому в этом году исполняется 100 лет.

— Ваш фестиваль всегда отзывается на значимые исторические даты. Так, 22 июня состоится Вечер памяти, приуроченный к 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны. Почему именно «Военные письма» Валерия Гаврилина были выбраны для исполнения?
— Традиция давать концерт 22 июня в память о героях войны существует давно. Нас в этом поддерживает председатель Законодательного собрания Вадим Альбертович Тюльпанов. Понятно, что 70 лет — недолгий срок для истории. Но историческая память — это ключевой вопрос для любого народа. Хочу выразить большую благодарность дирекции Президентской библиотеки, Управлению делами Президента РФ. В этом великом здании мы даем уже третий концерт, это большая честь. Кроме нас, там пока никто не устраивал публичных концертов. Думаю, это место не может быть использовано для рядовых мероприятий. Они должны быть событиями! Валерий Гаврилин — гениальный отечественный композитор, один из последних классиков, понимающий историю и душу своего народа, кроме того, настоящий петербуржец. Знаменитый актер Алексей Петренко сам изъявил желание приехать на один день в Петербург и исполнить «Военные письма». У него прекрасный голос. Это национальный актер, гордость отечественной культуры, славянская душа…

— Отдельно в рамках фестиваля заявлена «детская программа». Это ведь тоже новинка 2011 года?
— Да, из Калифорнии приезжает изумительный детский хор — хоровая академия мальчиков, хор «Тихоокеанский». Будет два концерта — в соборе Святых Петра и Павла и в Доме-музее Г. Р. Державина. Последний посвящен открытию Державинского парка.

— В чем, по вашему мнению, секрет успеха «Дворцов»? Смею предположить, что с каждым годом все труднее и труднее удивлять зрителей.
— Труднее, потому что, с одной стороны, народ искушенный — в городе происходит много событий. С другой стороны, средства массовой информации подчас пропагандируют не самый лучший «продукт», который оказывает влияние на вкусы людей. Преодолевать последствия этого влияния непросто. Но круг любителей есть. Нельзя надеяться на то, что элитарное искусство станет массовым. Мы ждем именно тех, кто придет, рассчитываем на тех, кто понимает. Образованные люди слушают классику даже в машине. Те триста-пятьсот человек, которые придут на концерт, ценны для нас. Мы работаем для них. Нельзя потерять эту публику, иначе невозможно будет говорить о Петербурге как о культурной столице России.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~SVUPM