«Всякая музыка идет от сердца и до сердца же должна дойти» Р. Шуман

24 Мая 2011

«Всякая музыка идет от сердца и до сердца же должна дойти» Р. Шуман

Программу составили образцы русской духовной музыки и русские народные песни из «золотого репертуара» Капеллы. Внимая божественному пению юных артистов, я думала о том, сколько труда, душевных сил и любви педагогов вложено в этих молодых людей, радующих слушателей необыкновенным певческим талантом.

На следующий день я с невольным волнением входила в здание знаменитого Санкт-Петербургского хорового училища им. М. И. Глинки на ул. Мастерской, д. 4, директором которого более двадцати лет является Сергей Юрьевич Дзевановский, з. р. культуры РФ, лауреат Госпремии РФ за 2009 год.

История училища уходит корнями в далекий XV век. В 1479 году с появлением малолетних исполнителей при Хоре государевых певчих дьяков, основанном Указом великого князя московского Иоанна III тремя годами ранее, стала выстраиваться система профессионального музыкального образования, которая не имела себе равных на протяжении многих столетий.

Сегодня Хоровое училище им. Глинки — лучшее певческое учебное учреждение России с хорошей материальной базой, великолепными инструментами, библиотекой, отличной организацией учебного процесса и отдыха. Хором мальчиков в ХХ веке руководили выдающиеся хоровые дирижеры и педагоги Палладий Богданов, Александр Свешников, Федор Козлов. Много лет коллектив возглавлял з. а. России Владимир Беглецов, а в 2007 он передал хор своему ученику Дмитрию Соколову. В настоящее время коллективом руководит Василий Грачёв.

Училище по праву может гордиться своими выпускниками, чьи имена встречаются на афишах всего мира. Это — Александр Дмитриев, Дмитрий Китаенко, Владимир Атлантов, Владислав Чернушенко, Равиль Мартынов, Валентин Нестеров, Николай Алексеев, Андрей Петренко, Андрей Борейко, Семен Бычков, Владимир Зива...

Прославленному коллективу Хорового училища присвоено звание лауреата с внесением в «Золотую книгу Санкт-Петербурга».

В 1985 году Хоровое училище покинуло стены Капеллы и разместилось на Мастерской ул., д. 4. Благодаря усилиям Сергея Юрьевича полуразрушенные помещения превратились в красивые, со вкусом оформленные классы, кабинеты, залы. Как рассказали коллеги, директором по-хозяйски продумано абсолютно все: от обустройства столовой до условий проживания иногородних ребят в уютных комнатах интерната.

— Сергей Юрьевич, необыкновенно красивым, одухотворенным пением воспитанников Хорового училища невозможно не восхищаться. Расскажите, как ведется здесь обучение?
— В настоящее время училище является одним из трех музыкальных учебных заведений в стране, где получают образование мальчики с 6—7-летнего возраста из различных регионов России. Мы разработали уникальный учебный план, а также комплекс учебных программ, по которым проводится обучение. В нашем училище небольшие классы. Дети осваивают общеобразовательные предметы, хоровое пение, музыкальные дисциплины. Существует специальный «хор первого класса», где новички постигают азы хорового пения. На втором и третьем годах обучения они объединены в хор младших классов. А главный, основной наш творческий коллектив — это 4—7 классы и юноши, уже прошедшие непростой период мутации. В 7-м за голосами следят с особой тщательностью, именно в этом возрасте чаще всего начинается мутация. В 8-м классе ученики не поют, а в 9-м они возвращаются в основной состав с уже устоявшимися мужскими голосами.

Еще очень важно, что ученики имеют возможность приобщиться к творчеству гениальных композиторов. Ребенок семи-восьми лет садится за рояль, открывает ноты великого композитора и начинает общаться через нотный текст непосредственно с Моцартом или Бахом, Бетховеном или Чайковским. Этот текст композитор адресовал именно ему, и он должен разгадать эту запись. От гения идет творческий посыл к юному пианисту…

— Ребята получают в училище и воспитание, и разностороннее, качественное образование, и заслуга в этом, конечно же, ваших прославленных педагогов.
— Существование такого феномена, как наше музыкальное учебно-творческое учреждение, невозможно без коллектива преданных своему делу педагогов. Иногда кажется, что многие служат в училище пожизненно. Велик вклад в дело воспитания будущих музыкантов выпускников Хорового училища н. а. России, профессора В. В. Успенского, з. д. и. России, профессора С. Н. Легкова, А. П. Емелина; преподавателей фортепиано участницы Великой Отечественной войны А. Г. Новиковой, А. Ф. Курнавина, жительницы блокадного Ленинграда
Н. И. Прохоровой. Мы помним ушедших из жизни великих педагогов — выпускника Хорового училища з. р. к. России В. К. Баранова (проработавшего более полувека в родном училище и тринадцать лет его возглавлявшего), кавалера ордена Отечественной войны II степени, з. р. к. России С. Г. Николаева, В. В. Булгакова, И. Б. Бабкову.

Вырастить талантливого музыканта, личность — это действительно, колоссальный труд. Ребенок, посвящая ежедневно два часа игре на инструменте, не может вначале оценить результат своего труда, ему кажется, что один день похож на другой, и чаще всего в этот период своего становления большой радости он не испытывает. Мы, педагоги, стараемся сделать все, чтобы ученик увлекся процессом и получал впоследствии наслаждение от игры и творчества. К каждому воспитаннику у нас особый, индивидуальный подход. Конечно, мы проживаем с ними целую жизнь. За 11 лет учебы бывает всякое: и сердимся на них, и ссоримся. Но все наши воспитательные меры направлены на совершенствование личности и развитие таланта у детей. Меня каждый раз поражает: выпуская молодых музыкантов через
11 лет и получая в подарок альбом выпускного класса, видишь, какие они становятся красивые. И думаешь о том, что соприкосновение с миром музыки оказывает на ребенка фантастическое влияние.

— Бытует мнение, что дети, серьезно занимающиеся музыкой, лишены детства.
— В каком-то смысле да. Гонять во дворе мяч или сидеть часами у компьютера у наших детей нет ни времени, ни возможности. Я считаю, что ребенок с детства должен работать. Работать на свое будущее, чтобы его жизнь состоялась. Нужно заложить фундамент, базу для будущей профессии. Я в детстве тоже видел в глазах своих дворовых приятелей сожаление: они целый день резвились на улице, а я сидел за роялем. Но ни разу в жизни я не пожалел о выбранном пути.

— Хор мальчиков много гастролирует, участвует в концертах. Наверное, для них это праздник?
— Где мы только ни выступали! Хор гастролировал во многих странах мира, выступал в известных концертных залах, в том числе в Берлинской филармонии, лондонском Альберт-холле, участвовал в международных хоровых фестивалях в Швейцарии, Франции, Латвии, а также в специальных культурных программах ООН. Кроме того, мы даем много концертов у себя на родине. Только с января этого года хор мальчиков участвовал в 15 концертах и 4 совместных выступлениях с хором Капеллы. Конечно, ребятам нравится насыщенная событиями и концертами жизнь, впечатления запоминаются надолго и помогают в дальнейшем творчестве.

— Как складывается судьба выпускников хорового училища?
— Я не знаю неуспешных. Музыкальные театры, концертные залы нашего города, знаменитые залы крупнейших городов не только Европы, но и мира с удовольствием приглашают наших выпускников.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8Zdzc