«Муза музыки»

24 Мая 2011

«Муза музыки»

Ученики и коллеги, знавшие Екатерину Александровну лично, выражали свою любовь, уважение и бесконечную благодарность. Каждый из выступающих открывал слушателям страницы истории мысли о музыке, которые в той или иной степени касались сферы интересов и деятельности Ручьевской. Многое было сказано в связи с ее достижениями в области теоретического музыкознания, а некоторые сообщения заставили проникнуться даже тех, кто не знал Екатерину Александровну при жизни, глубочайшим почтением к ушедшему профессору. Не иссякало ощущение огромной значимости Е. А. Ручьевской в музыкальном мире; о ней говорили как об одном из «колоссов» музыкального искусства. С докладами выступили музыковеды разных поколений из Петербурга и из Москвы, и конференц-зал оставался заполненным до последней минуты.

Ряд выступлений был посвящен конкретным работам Ручьевской или связан с теми проблемами, к которым она сама неоднократно обращалась. Первым прозвучал доклад Л. Г. Данько («Диалог Е. А. Ручьевской и М. Г. Арановского о мелодике Прокофьева»), в котором основное внимание было сконцентрировано на последней книге Ручьевской «”Война и мир“. Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофева», на взаимодействии, взаимопроникновении слова и музыки, «мелодике русской классической прозы». Работы Арановского — подтверждение непрерывного «диалога» ученых, разработавших систему музыкального синтаксиса, методологию анализа мелодики Прокофьева. В. В. Горячих с сообщением «Время в опере» затронул весьма объемную, интересную тему о различных уровнях, видах и параметрах времени в музыке. Л. П. Иванова в докладе «О книге Ручьевской «Классическая музыкальная форма»» открыла слушателям новые стороны этого, казалось бы, широко известного труда, его новаторство и исследовательский масштаб. В выступлении Н. Ю. Афониной («Концепция музыкального ритма в трудах Е. А. Ручьевской и некоторые пути развития ритмической теории») предстала сложнейшая проблематика, которой Е. А. не посвящала специальных работ, но в той или иной мере касалась практически в каждом исследовании. Немало ярких высказываний о Ручьевской подарил слушателям С. М. Слонимский (именно ему принадлежит словесный образ «муза музыки», как нельзя более точно характеризующий творческий облик Ручьевской!).

Некоторые из затронутых тем лишь на первый взгляд не связаны напрямую с именем Ручьевской, однако они — плоть от плоти тех проблем, которые волновали выдающегося музыковеда всегда. Так воспринимались выступления Н. И. Дегтяревой (««Христофор» или «Видение оперы» Франца Шрекера») и одного из лидеров московской научной школы В. Н. Холоповой («Как назвать XX век в музыке?», текст доклада был зачитан В. В. Горячих), отразившие острые дискуссионные вопросы развития музыкальной культуры ушедшего столетия. Ю. В. Васильев, представитель московской Гнесинки, много лет посвятивший изучению рукописей П. И. Чайковского, предложил вниманию слушателей реконструкцию «Характерных танцев», раннего сочинения композитора, в нотной записи и в электронном варианте. Ценным приношением А. С. Белоненко памяти Е. А. Ручьевской явился очередной том (26-А) собрания сочинений Г. В. Свиридова, изданный по рукописной копии квинтета, сделанной Е. А. в начале 50-х годов и тогда же завизированной композитором. В сообщении «1948-й год в биографии Г. В. Свиридова» были приведены ранее не известные факты из хроники этого нелегкого периода в жизни художников.

В завершение состоялась презентация новых изданий трудов Ручьевской*. Со своим «словом» выступили директор Научной музыкальной библиотеке консерватории Е. В. Некрасова и член редколлегии опубликованных книг Н. И. Кузьмина. И наконец, прозвучало произведение, сочиненное самой Ручьевской, — Секстет для флейты, кларнета и струнного квартета. Именно этот момент стал одним из самых ярких и значимых на протяжении всего дня — ведь для Е. А. Ручьевской сочинение музыки было неотъемлемой частью творчества.
Прошедшее мероприятие помогло нам стать чуточку ближе к петербургскому классику музыковедения — именно классиком является Ручьевская для коллег-музыкантов, учеников и, что особенно важно, новых поколений учащихся. Это уже не первая и, надеемся, далеко не последняя встреча людей, помнящих и почитающих Е. А. Ручьевскую, преклоняющихся перед ее талантом и вкладом в музыкальную науку.

*Ручьевская Е. А. Чайковский. Краткий очерк жизни и творчества Изд. 5-е, испр. / Под ред. В. В. Горячих, Н. И. Кузьминой.  СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2010.
Ручьевская Е. А. Работы разных лет: В 2 т. Т. I: Статьи.
Заметки. Воспоминания. Отв. ред. В. В. Горячих.  
СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2011.
Т. II. О вокальной музыке / Отв. ред. В. В. Горячих. СПб.:
Композитор • Санкт-Петербург, 2011.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~BNYQZ