Художников друг и советник К 100-летию со дня рождения И. Д. Гликмана (1911–2003)

14 Апреля 2011

Художников друг и советник К 100-летию со дня рождения И. Д. Гликмана (1911–2003)

До последних дней сохранял он ясность мысли и открытость души. Но, когда судьба щедро отпускает долгий век, она же и наказывает, отнимая одного за другим друзей и близких. «Душа моя — Элизиум теней» — часто повто-рял тютчевские строки Исаак Давыдыч...
И каких великих теней — Мейерхольда, Соллертинского, Шостаковича, Мравинского... Многоточие здесь не знак препинания, а знак удивления перед талантом дружбы, которой он одарил не одних гениальных друзей, но и коллег, сверстников, учеников... И был ими столь же любим и отдарен!

Обладай И. Д. Гликман одним этим талантом — он остался бы в памяти всех его знавших — нескольких поколений современников. Но он был не только резонатором, но и голосом своего времени, он был и струной и декой. Блестящий эрудит, всего-и-всея-вед, литератор, театровед, музыкальный деятель, либреттист, автор сценариев для кино... А кто сочтет, скольких учеников — театральных и оперных режиссеров, певцов, критиков — воспитал он за несколько десятилетий на факультете оперной режиссуры Ленинградской-Петербургской консерватории, воспитал и образовал своими книгами, статьями, лекциями и... разговорами в кулуарах, в дружеских застольях, коих был знаток и любитель! Прирожденный оратор, остроумный полемист, он любил «фехтовать» словом, его остроты еще долго будут передаваться из уст в уста.

Под редакцией И. Д. Гликмана, сопровожденные его статьями и комментариями, вы-
шли в свет издания российских поэтов — Козлова, Щербины, Языкова... Очерки, статьи и книги посвятил он Гольдони, Мольеру, Реньяру, Лабишу, Сухово-Кобылину, Мейерхольду... В бытность завлитом Малого оперного театра в пору его расцвета содействовал появлению многих новых опер в репертуаре — одних только «Войны и мира» Сергея Прокофьева, да возобновленной «Катерины Измайловой» Дмитрия  Шостаковича  хватит  для украшения послужного списка. А в нем еще балетные спектакли на музыку Шостаковича: «Встреча» в Малом оперном, «Золотой век» в Большом театре — в них Гликман выступил в качестве либреттиста.

Редакторская работа на «Ленфильме», сотрудничество с выдающимися режиссерами Козинцевым, Траубергом, Эрмлером, Ивановским, Тихомировым, Шапиро — оказались «чреваты» созданием нового жанра «фильма-оперы» («Катерина Измайлова», «Евгений Онегин», «Князь Игорь»), а затем и «фильма-оперетты» («Черемушки», «Мистер Икс»). Для Оперной студии Консерватории сделал новые переводы либретто «Кармен», «Периколы», «Цыганского барона»...

Он оставил воспоминания об Иване Соллертинском, Всеволоде Мейерхольде, Николае Печковском, Николае Рабиновиче, Дмитрии Шостаковиче... Его книга «Письма к другу» — одна из лучших в обширной литературе о Шостаковиче — удостоилась рецензии Даниила Гранина под выразительным заглавием «300 писем вместо автобиографии». Ибо, посильно увековечивая память друзей, он навсегда оставил и свое имя в истории русского искусства.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~XhM2F