«Весна» в преддверии весны

14 Апреля 2011

«Весна» в преддверии весны

Прошедший нынче в девятый раз, он по традиции объединил музыкантов разных поколений: и умудренных опытом профессионалов, и начинающих свою карьеру юных артистов — студентов вузов и колледжей, и детвору — учащихся музыкальных школ, которые большей частью не будут профессиональными исполнителями, но навсегда останутся просвещенными любителями высокого искусства. Собственно говоря, теми, для кого истинное искусство и существует. Отсюда — сочетание в перечне организаторов фестиваля столь разных учреждений, как Комитет по культуре СПб, объединение «Москонцерт» и петербургская ДШИ № 4. Каждое из них несет определенную функцию в едином целом, обеспечивая ритмичное биение фестивального пульса. Ну а дирижером, движителем форума является известный московский музыкант заслуженный артист России Владислав Булахов и руководимый им камерный оркестр «Времена года». Талантливый разносторонний мастер, Булахов одинаково успешен и в классическом, и в современном репертуаре, для него и его коллектива пишут многие современные российские авторы.

Нынешний фестиваль организаторы посвятили музыке Австрии и России, отобрав для концертов ряд типичных для каждого из трех столетий австро-российских музыкальных контактов сочинений. На вечере в Малом зале филармонии, открывшем фестиваль, прозвучали произведения венских классиков — Гайдна и Моцарта, венского романтика Шуберта и венского экспрессиониста Шёнберга. 14 участников камерного оркестра во главе с В. Булаховым продемонстрировали незаурядный исполнительский уровень, с блеском сыграв Второй моцартовский дивертисмент и аккомпанируя шубертовскую сонату «Арпеджионе» и виолончельный концерт Гайдна. Написанная для арпеджионе — экзотического инструмента, «помеси» виолончели и гитары, в 1820-е годы короткое время популярного в Европе, соната Шуберта входит в репертуар виолончелистов и альтистов. Выдающийся скрипач-виртуоз, заслуженный артист России и Армении, некогда профессор Московской консерватории, а ныне — профессор университета в американской Атланте, Левон Амбарцумян сделал собственную скрипичную версию шубертовского шедевра. Оказалось, на скрипке соната звучит не менее естественно и органично, нежели на альте или виолончели. Правда, для этого надо совершенно владеть инструментом, что в полной мере относится к трактовке и исполнительскому уровню Л. Амбарцумяна.

В любимом сочинении каждого солиста-виолончелиста — До мажорном концерте Гайдна — приятное впечатление оставила игра молодого солиста, лауреата Международных конкурсов Рустама Комачкова — эмоционального артиста, выказавшего и драматический напор, и тонкие лирические чувства в интерпретации одного из вершинных виолончельных опусов.
Завершила вечер «Ода к Наполеону» Шёнберга — нечастый  гость отечественных филармонических залов. Это жесткое, как всегда у композитора, четко структурированное произведение относится ко времени Второй мировой войны. Написанное в эмиграции в США по заказу Швейцарского антифашистского комитета, оно, подобно знаменитому шёнберговскому «Уцелевшему из Варшавы», представляет собой яркий антимилитаристский манифест, в котором декламируемый чтецом текст Джорджа Байрона сопровожден камерным оркестром с солирующим фортепиано. Весьма сложную партитуру Шёнберга музыканты исполнили безукоризненно, синхронно подчиняясь жестам дирижера  и составив отличный ансамбль с пианистом Василием Масловым и чтецом Нилом Макгуаном (Великобритания).

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~dScQs