Квартеты Михаила Журавлёва

14 Апреля 2011

Квартеты Михаила Журавлёва

Четвертый квартет (с него начался концерт) — очень лаконичный, простой в изложении материала и строгий по форме. Я, честно говоря, поначалу подумал, что это объявленный в афише Квартет Даши Туричиной — ученицы Журавлёва. Уж больно он не вписывался в мои представления о музыке Михаила, ранее уже сложившиеся. Но обстоятельства подарили слушателям уникальный квартетный вечер одного, и только одного, еще относительно молодого композитора Михаила Журавлёва. На моей памяти прежде такого не случалось (разве что с квартетными программами Бетховена или Шостаковича).

Надо сказать, что Четвертый квартет посвящен Александру Лазареву — художнику, сподвижнику Сергея Курехина и сокурснику Зои Журавлёвой, исполнительницы вокальной партии в следующем — Седьмом квартете. Вот с этого квартета я очутился в мире привычных ощущений от музыки Журавлёва. Стихия потока увлекает, кажется, в головокружительное путешествие прежде самого автора, а затем уже и слушателей. Это согласуется и с другим наблюдением: для Журавлёва сочинение музыки — всегда эмоциональное высказывание. «Жить надо страстями», — сказал в фильме «Твой современник» один из его героев, чему Михаил и следует — и в жизни, и в музыке. Хочется особо выделить «звенящий» вокал жены и соратника автора Зои Журавлёвой — с самого начала певческой карьеры исполнительницы вокальных опусов мужа и его коллег-композиторов.

Второе отделение концерта, также хорошо выстроенное, стало своеобразной зеркальной репризой первого. Сначала стихия чувств (Одиннадцатый квартет), затем, в завершение концерта, Восьмой («Венский») — чистейший классицизм с добавлением сонорных арок — добавлю к тому же, написанный по заказу и восторженно принятый аудиторией. Одиннадцатый квартет, прозвучавший в начале отделения, сомкнулся по впечатлению с Седьмым.

И в том и в другом — военная, «шостаковичевская» интонация прозвучала ощутимо и внятно. И понятно почему — Одиннадцатый квартет посвящен Т. А. Журавлёвой, бабушке Михаила, пережившей военное лихолетье. В этих двух квартетах отложился и жизненный опыт самого автора — участника Афганской военной кампании.

Два слова об исполнителях. Задача у них была чрезвычайно трудная — два отделения новой музыки. У меня язык не поворачивается говорить о каких-либо огрехах. Новый Невский квартет — Анна Чижик (первая скрипка), Кристина Попова (вторая скрипка), Владимир Быстрицкий (альт), Георгий Ильдейкин (виолончель) — достойно справился со своей очень непростой задачей. Спасибо им за особый мир звучаний струнного ан-
самбля, с его непременным «разговором» четырех инструментов-«собеседников» и театром четырех музыкантов-исполнителей.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~0H3YJ