Весь мир у ног питерских меломанов

14 Апреля 2011

Весь мир у ног питерских меломанов

Только элита здесь не та, что мелькает на страницах гламурных журналов и в модных светских телепрограммах. Сюда приходит отборная интеллигентная публика, любители высокого оперного искусства. Относительная дороговизна билетов не останавливает: здесь можно получить изысканное музыкально-театральное впечатление, побывав на премьере в Ла Скала, Ковент-Гардене, Опера Бастий или Пале Гарнье…

Конечно, не все транслируемые спектакли равноценны. Не всегда и качество трансляции бывает одинаково высоким. Но, как правило, впечатление остается грандиозное. Кажется, весь оперный мир у твоих ног!

Один из последних показов был особенно интересен для оперных эстетов: «Юлия Цезаря» Генделя, оперу, которая в России нигде не идет, представлял под управлением дирижера Эммануэля Хайма парижский театр Гранд-опера. Прекрасный спектакль в постановке Лорана Пелли и сценографии Шанталь Тома покорил изобретательностью, красотой и высокой музыкальной и театральной культурой. В непринужденной манере, с выдумкой и юмором постановщики объединили, не нарушая строгих границ барочной партитуры, древних римлян (и их скульптурные изображения), граждан XVIII столетия и современных работников некоего крупного музея изобразительных искусств. Живые герои древней истории, знаменитые статуи, картины известных живописцев, современная музейная рабочая техника, — все забавно взаимодействует, все работает на конечный художественный результат. И огромное четырехчасовое представление с невероятно протяженными ариями на каждом шагу, с бесконечными повторами музыкального и словесного текста воспринимаются с интересом, достойным остроумного детектива.

Но ничто не захватило бы аудиторию, если бы не высочайшего класса пение и актерская игра исполнителей. По крайней мере пятеро из восьми — выдающиеся вокалисты. Опытный Лоуренс Заццо (Цезарь) и молодой Кристоф Дюма (Птолемей) — блистательные контратенора и красивые мужчины. Заццо покоряет безупречной певческой техничностью, Дюма — темпераментом и абсолютной свободой движения. Редкой ровности и бархатности меццо Вардухи Абрахамян, ее красивое лицо, словно срисованное с трагической античной маски, — идеальная модель добродетельной героини Корнелии. В прекрасном ансамбле с ней музицирует и действует Изабель Леонард в роли Секста, импульсивного сына Корнелии. Наконец, Натали Дессей — Клеопатра, экстравагантная, владеющая голосом во всех регистрах, блестящая в виртуозных фрагментах, на мой взгляд, вокально хороша, но — не превосходна. На сей раз она в красивом гриме и великолепных туалетах. И конечно же, звезда, каких оговорок ни делай.

Высокая вокальная техника, умение актеров с необходимой долей иронии относиться к ситуации, в которую персонажи поставлены режиссером, и не жертвовать при этом искренностью чувств — вот что создает особую художественную легкость, позволяющую зрителю, забыв о времени, воспринимать звуки и образы многочасовой генделевской махины. И «под гнетом» самых разных впечатлений не потерять ощущения прекрасного целого.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~d0xqZ