Контрабас и музыка Вены

14 Апреля 2011

Контрабас и музыка Вены

В программе были представлены сочинения австрийских композиторов: Симфонии № 1 и № 7 (первое исполнение в Санкт-Петербурге) Франца Шуберта, Концерт для контрабаса с оркестром (первое исполнение в Санкт-Петербурге) Франца Хофмайстера. Солист — Артём Чирков (контрабас).

В цикле «Шуберт и музыка Вены» на этот раз исполнялись Первая и «неизвестная» Седьмая симфония Шуберта, которая обрела жизнь благодаря исследованиям и редактуре шубертовских набросков и черновиков. Эта работа была осуществлена австрийским дирижером и композитором Феликсом Вейнгартнером.

Прозвучало также сочинение Хофмайстера — Концерт для контрабаса с оркестром. Франц Хофмайстер (1754—1812), старший современник Шуберта, был композитором и музыкальным издателем, открыл в Вене собственный нотный магазин, позже основал в Лейпциге издательство, известное сегодня как издательство Петерса.
Концерт для контрабаса с оркестром исполнил Артём Чирков, концертмейстер группы контрабасов первого филармонического оркестра, лауреат первых премий престижных конкурсов в России, США, Германии, Чехии.

Артём, еще молодой музыкант, сотрудничал с такими известными музыкантами, как Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Зубин Мета, Марис Янсонс, Пласидо Доминго, Максим Венгеров. Он проводил мастер-классы и выступал с сольными концертами в Японии, Корее, на Тайване, в США, Германии, Португалии, Сербии, ЮАР, Мозамбике. В 2003 году был приглашен в состав музыкального благотворительного фонда имени Иегуди Менухина. В составе квартета контрабасов «Bassiona Amorosa» записал 14 дисков.

Контрабасовый концерт Франц Хофмайстер написал в 1780 году в Вене. Первое исполнение состоялось только в 1984 году: концерт был написан для контрабаса венского строя (в России этот строй никогда не использовался, а в Европе его начали изучать только в конце прошлого века).

Концерт Хофмайстера, практически не исполняемый у нас, прозвучал благодаря инициативе Чиркова. Обаятельный, мягкий и легкий звук контрабаса покорил слушателей концерта: Артёма три раза вызывали на поклоны. Солист мастерски исполнил сложные пассажи, особенно в каденциях, которые, кстати, принадлежат перу друга Хофмайстера — Матиаса Шпергера, написавшего около 30 концертов для контрабаса! Шпергер не только подсказал Хофмайстеру идею написать концерт, но даже добавил потом к нему небольшие каденции. Чирков так активно взаимодействовал со всеми группами оркестра, что порой казалось, он руководил коллективом на пару с Лео Кремером, однако это нисколько не мешало совместному творчеству, а даже придавало ему некоторую пикантность. В то же время Артём «не увязал» внутри музыкальной фактуры с ее ритмическими лабиринтами и мелодическими узорами, а словно воспарял над ней, давая возможность и слушателям охватить своим вниманием сочинение в целом.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~pz5eM