Bolshoi Don Kosaken

14 Апреля 2011

Bolshoi Don Kosaken

Проходит он под девизом «Возрождение исторических традиций» и по замыслу организаторов должен помочь нам восстановить прерванную связь времен, ощутив причастность к духовной истории нашего Отечества. На открытии фестиваля, 4 марта, в канун Прощеного воскресенья, в Большом зале Петербургской филармонии вспоминали легендарный хор Сергея Жарова.

Сегодня в России о Донском казачьем хоре Сергея Алексеевича Жарова (1896—1985) знают лишь немногие знатоки истории русской эмиграции первой волны. Между тем этот легендарный хор за почти шестидесятилетнюю историю своего существования объехал весь мир, выступал на самых знаменитых концертных площадках и неизменно пользовался огромным и заслуженным успехом. Высокую оценку исполнительскому мастерству хора давали выдающиеся музыканты — С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин. Специально для хора писали произведения К. Н. Шведов, А. Т. Гречанинов. Сам Жаров делал виртуозные хоровые аранжировки. В репертуар хора, звучавшего в уникальном по широте диапазоне трех с половиной октав (Жаров добился этого за счет использования фальцета теноров и знаменитых басов-октавистов), входила исключительно русская музыка — православные песнопения, классика и народные песни. В то время как на родине все, что было связано с религией, русской историей и культурой, подвергалось жестоким гонениям, Донской казачий хор не только сохранял и развивал подлинное православное пение, но и как миссионер «возвещал его всем языкам». Неудивительно, что в Советском Союзе любое упоминание об этом хоре было запрещено. Только сегодня, когда никого из участников и свидетелей уже не осталось в живых, мы восстанавливаем в памяти историю этого удивительного русского хора, неотделимую от образа той, дореволюционной, России…

Атмосфера в тот вечер была празднично-приподнятой. Свое приветствие участникам и гостям Великопостного  фестиваля передал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Священник о. Андрей Дьяконов, многие годы собирающий материалы о жаровском хоре, познакомил слушателей с его краткой историей. Концерт начался с царского гимна «Боже, Царя храни», и большинство присутствующих при первых же его звуках поднялись со своих мест. Во вступительном слове-проповеди протоиерей Виталий (Головатенко) говорил о прощении как одной из главных евангельских истин. «...Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших...». Удивительно, но эти, казалось бы, хорошо знакомые евангельские слова вдруг прозвучали в огромном притихшем зале бывшего Дворянского собрания как-то по-новому. Стало ясно — прощение действительно необходимо — не только для личного спасения, но и для выживания всей культуры.

Большой хор донских казаков, официально именующий себя Bolshoi Don Kosaken, — самый известный из множества хоров, считающихся сегодня на Западе продолжателями традиций хора Жарова. К чести его художественного руководителя Петра Худякова — сам себя он преемником Жарова не считает. Будучи эмигрантом второй волны (в 1961 году, работая по контракту артистом балета в Дрездене, решил остаться на Западе), он сделал карьеру как певец-шансонье, выступал с танцевальными и песенными номерами во многих странах, среди его наград — австрийский Золотой крест за культуру, российская медаль «За поддержку русской культуры за границей». В 1982-м в Вене Петр Худяков из «осколков» жаровского хора собрал свой ансамбль (почти 30 человек) из русских, бeлoрусских, украинских и болгарских хористов и оперных певцов. Сегодня Bolschoi Don Kosaken — это около 50 участников из 7 стран, у большинства — самостоятельный график помимо выступлений в этом коллективе, так что это скорее пример удачной хоровой антрепризы. Ежегодно дается около 200 концертов, неизменно сопровождающихся аншлагами.
Несомненно, однако, что концерт 4 марта в этой череде стал особенным. Под управлением регента Ивана Шалиева достойно прозвучали рождественское «С нами Бог!» П. Чеснокова, «Тебе поем» Г. Ломакина, «Во Царствии Твоем», «Вечная память». «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского (солист Иван Ожогин) покорил тихой, почти молитвенной сосредоточенностью, напомнив лучшие образцы жаровского стиля. Слушатели восторженно внимали стройному и слаженному ансамблю, с уважением отнесясь к просьбе «не аплодировать в продолжение духовного пения» — именно такое примечание печаталось обычно на программах великопостных концертов в XIX веке.

Второе отделение концерта целиком было посвящено популярным народным песням и романсам — «По Дону гуляет», «Коробушка», «Ах ты, душечка», «Донцы-молодцы», «Мiсяц на небi», и непременный атрибут репертуара — «Из-за острова на стрежень». На сцене царило безудержное веселье. Яркие краски разноцветных косовороток, заводные наигрыши народных инструментов, задорные переклички солистов и ансамбля, лихая пляска самого Петра Худякова со товарищи — все это не могло оставить публику равнодушной.

Неожиданным подарком стало выступление виртуоза-балалаечника Сергея Кондратьева, покорившего всех присутствующих феноменальным мастерством и неистощимой фантазией. Аплодисментам не было конца. Артисты и сам художественный руководитель, казалось, были очень тронуты столь горячим приемом. «Мы пели эти песни во всем мире, а теперь чувствуем, что они вернулись на родину», — таковы были заключительные слова, обращенные к петербургской публике. В дар фестивалю они передали реликвию семьи Худяковых — увеличенную копию фотографии жаровского хора, сделанной в 1927 году. Слушатели долго не расходились, стремясь рассмотреть на ней лица навсегда ушедших от нас в прошлое людей.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~v037C