Звучи, клавесин!

14 Апреля 2011

Звучи, клавесин!

Настоящим открытием для публики явился многолетний цикл концертов, исполненный в 80-е годы Алексеем Любимовым. Но возникла проблема, без решения которой клавесинные концерты в Петербурге не имели бы перспективы: в городе не было клавесинов исторического типа.

Ситуация изменилась с появлением в Малом зале филармонии клавесина работы знаменитого мастера Вольфганга Цуккермана по модели Андреаса Руккерса. Несколько ранее в зале Капеллы появился клавесин, выполненный по французской модели лейпцигскими мастерами под руководством В. Цуккермана. В 90-е годы исторические инструменты появились в Екатерининском соборе на Васильевском острове и в Шереметевском дворце.

Большинство клавесинных концертов прошло в Малом зале филармонии. К сожалению, за все это время серьезный ремонт инструмента был произведен только один раз, в 1997 году. В настоящий момент необходимость скорейшего повторного ремонта вновь назрела (появились повреждения корпуса, деформация деки).

Клавесин зала Капеллы находится в хорошем состоянии. В Капелле существует и камерный зал, где этот инструмент мог бы также использоваться. Проведение регулярных клавесинных концертов здесь могло бы сделаться доброй традицией концертной жизни.
Такой традицией давно стали органные и клавесинные концерты в храме Святой Екатерины; они уже имеют устойчивую аудиторию. В распоряжении музыкантов один из крупнейших в России органов с механической трактурой и клавесин, созданный мастером Григорием Коцюрюбой в 1993 году по южногерманскому оригиналу.

Концерты ранней музыки, проводимые по инициативе Музея музыкальных инструментов в Шереметевском дворце, также издавна пользуются успехом. Правда, там в основном проводятся ансамблевые концерты. Инструмент, построенный по фламандскому оригиналу мастером Кинои Ита, в настоящее время также требует серьезного ремонта. Кстати, работы по поддержанию клавесинов в игровом состоянии могло бы взять на себя недавно основанное в городе ателье «Bonamici clavecins». Основатели ателье Борис Муратов и Энтони Бонамичи уже создали ряд клавесинов — копии музейных инструментов.

Ряд концертных залов города мог бы быть использован для клавесинных концертов, однако исторических инструментов эти залы не имеют. Прежде всего это концертные залы Таврического дворца, Дворца Белосельских-Белозерских, Эрмитажного театра. Хотелось бы оборудовать историческими клавесинами Концертный зал Мариинского театра и Концертный зал Дома музыки (Алексеевского замка), реставрация которого заканчивается.

Нельзя обойти вниманием исторические пригороды Санкт-Петербурга. Заканчиваются работы по созданию концертного зала в гимназии им. А. Ахматовой в городе Пушкине. Новый концертный зал уже получил в свое распоряжение инструмент Б. Муратова по французскому оригиналу и инструмент Э. Бонамичи по фламандскому оригиналу. Такой пример мог бы быть подхвачен музейными комплексами Павловска, Ораниенбаума, Гатчины, Петергофа. Кстати, в гатчинском концертном зале «Приемная Александра I» клавесинные концерты проходили, но класс инструмента, находящегося в распоряжении дворца, явно не соответствует как уровню исторического клавесинного концерта, так и интерьеру. Также могли бы быть оборудованы историческими инструментами ораниенбаумский Каменный зал и царскосельский Зал на острову.

Хотелось бы, чтобы новое направление концертной жизни получило поддержку и возможность продолжения. Пусть как можно больше инструментов, созданных в ателье «Bonamici clavesins», звучит в концертных залах Петербурга.

Сайт Энтони Бонамичи: www.clavesins.ru 
 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~L7LdY