Захватывающая элитарность ассоциация современной музыки представляет

13 Мая 2010

Захватывающая элитарность ассоциация современной музыки представляет

Этой же достаточно широкой концепции придерживается и ныне действующее объединение. В программах наших концертов можно услышать сочинения зарубежных и отечественных авторов, демонстрирующих многоликую панораму музыкального искусства XX века. Особое внимание Ассоциация современной музыки уделяет петербургской композиторской школе.

12 марта в Дубовом зале Дома композиторов прошел творческий вечер ассоциации. Ряд произведений был посвящен памяти ушедших от нас композиторов.

Борис Архимандритов был одним из самых активных членов АСМ. Борис Иванович всегда искренне радовался тому, что мы делаем, восхищался мастерством исполнителей, профессионализмом как маститых, так и начинающих композиторов, некоторые из которых были и его учениками. В концертах АСМ звучали произведения Юлии Савельевой, Маши Метелицы, с которыми Борис Иванович занимался композицией.

Творчество Архимандритова охватывает почти все инструментальные и вокальные жанры. Его перу принадлежат оперы «Эзоп», «Идиот», балеты «Тулуз-Лотрек», «Солярис», симфонии и другие сочинения для оркестра, кантаты и вокальные циклы, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, хоровые произведения, музыка к научно-популярным фильмам и др. В отдельных опусах автор разрабатывает идею инструментального театра.

Светлой памяти композитора было посвящено исполнение его Первой фортепианной сонаты (1990) Сергеем Осколковым — яркое, динамичное и эмоционально захватывающее, с внимательным отношением к тематическому материалу, замечательно прозвучали и так любимые Архимандритовым былинно-эпические эпизоды, и колокольность, и бурлескные наигрыши…

Творчество молодых петербургских композиторов было представлено сочинением Валерии Свешниковой. Драматическая картина для сопрано, скрипки и фортепиано «Письмо Элоизы Абеляру» (2009) прозвучала в исполнении Елизаветы Свешниковой, Константина Гусева и автора.

Трагедия французского философа Пьера Абеляра, жившего в XI веке, стала документально известна, когда в 1616 г. в Париже была опубликована его переписка с Элоизой, его возлюбленной и женой, разлученной с ним и постригшейся в монахини. Эти документы стали источником различных литературных версий, одна из которых в переводе с французского была издана в Англии в 1713 г. Джоном Хьюзом. «Письма Элоизы к Абеляру» Хьюза представляли собой романтическую эпистолярную повесть, которая через 4 года легла в основу известной поэмы Александра Поупа.

Валерия Свешникова для своей Драматической картины предпочла прозаический текст. Также в либретто музыкального произведения была использована цитата из французской средневековой аллегорической поэмы XIII века «Роман о Розе».

В последнее время в концертных программах АСМа регулярно появляется имя иранского композитора и музыковеда Мехди Хоссейни. Свое музыкальное образование он начал в Иране, изучая теорию персидской музыки под руководством Фархада Фахреддини. В дальнейшем окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции профессора Александра Мнацаканяна и продолжил обучение в аспирантуре у профессоров Сергея Слонимского и Татьяны Бершадской.

В этот раз нас ждала премьера — Композиция для фагота и скрипки «Taleshi Hava» (2010). Это произведение представляет собой образец синтеза персидской региональной музыки с самобытным почерком композитора современного академического направления.
Мартовский концерт Ассоциации впервые представил своим зрителям творчество известного петербургского композитора и музыковеда Игоря Воробьева. Среди его теоретических работ — монография «Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920—1930-х годов», альбом «Петербург. Музыка. ХХ век», книга очерков «Композиторы русского авангарда».
К тому же композитор является директором Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней», как раз в марте проходившего в нашем городе уже в девятнадцатый раз. В исполнении Юлии Симоновой (сопрано), Адиля Федорова (кларнет), Ирины Шараповой (фортепиано) художественно проникновенно прозвучали «Пять романсов и вокализ памяти Валерия Гаврилина» (2009).

Фортепианное творчество Сергея Осколкова хорошо знакомо публике, известно, что автор сам является прекрасным пианистом, с одинаковым блеском исполняя и современную, и классическую музыку. В этот раз Соната № 5 для фортепиано была представлена студентом Петербургской консерватории Сергеем Осколковым-младшим. Прекрасное, вдумчивое, филигранное исполнение продемонстрировало тонкие краски сочинения, соната заблистала новыми гранями.

В заключение вечера прозвучал Вокальный цикл Георгия Фиртича «Тропа земная» для баритона, меццо-сопрано и фортепиано на стихи Анатолия Петрова. Произведение посвящено памяти матери композитора Лидии Николаевны Третьяк. Оно было написано в 1987 году, всего через месяц после ее кончины. День нашего концерта, 12 марта, совпал с двадцать третьей годовщиной печального события…

В стихах нет прямого взрыва эмоций, чувства «обращены в себя». Однако музыкальный материал цикла нельзя назвать сдержанным. Шесть номеров, порученные баритону (в этот раз — Александру Байрону, постоянно успешно сотрудничающему с автором), показали истинно мужское переживание утраты. Вокализы, исполняемые баритоном («Скорбная песня») и сопрано (Елизавета Свешникова, заключительная «Светлая песня»), образуют смысловую и музыкальную арку цикла.

В целом, этот концерт Ассоциации современной музыки еще раз подтвердил один из основных постулатов АСМ: сочинения самых разных композиторских направлений, несущие самые противоречивые настроения и эмоции, при участии виртуозных и художественно одаренных исполнителей всегда найдут своего чуткого слушателя, способного точно так же, без остатка, отдаваться во власть творчества, несмотря на назойливый ярлык «элитарного искусства».

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~EOi7v