С возвращением, «Анна Каренина»

16 Апреля 2010

С возвращением, «Анна Каренина»

В конце 1990-х в финском конкурсе на лучшую музыку к спектаклю по роману великого классика победил мюзикл нашего соотечественника. В России же его постановка в обновленной версии И. Е. Таймановой была приурочена к 300-летию города на Неве. В 2010 году мы стали свидетелями продолжающейся работы режиссера и ее команды над спектаклем (которым дирижировал Михаил Голиков).

Большой драматический мюзикл Успенского смог стать органичным художественным целым во многом благодаря талантливому либретто замечательной поэтессы Т. Калининой. В музыке же покоряет встреча, синтез двух начал — оперы и мюзик-холла.

Оперные принципы задали жесткий драматургический каркас, в основе которого — номерная структура с чередованием традиционных оперных форм, ансамблевых и массовых сцен. Но в рамках традиционного оперного спектакля немыслима подобная стремительность смены событий, а захватывающий темп перемежающихся контрастных картин и ситуаций заставляет вспомнить о кинематографе. В этом сказывается веяние жанра мюзикла, об этом же говорят и современные ритмы (например, фокстрота), изысканные гармонии, и «легкость» звучания оркестра, и использование такого подчеркнуто эстрадного средства, как микрофонное усиление звука.

Ограниченные минимумом средств постановщики смогли воплотить свое видение толстовского романа, заставили «работать на себя» все элементы. Так, танцующие пары, одетые по моде светского бомонда 80-х годов XIX века, явились своеобразной заменой декораций и интерьера, создавая дух эпохи (балетмейстер-постановщик — Эдвальд Смирнов). Господствовавший в зале на протяжении всего спектакля полумрак, резко выделяющиеся на черном фоне фигуры исполнителей, — все способствовало более глубокому погружению в психологические переживания героев.

В спектакле оказались задействованы как его «старожилы» (Анна — Ольга Виноградова, Левин — Вячеслав Утехин), выступавшие на российской премьере в 2003 году, так и начинающие, но уже проявившие себя таланты. Среди последних особенно выделяется Павел Янковский, которому удалось создать строго-благородный, аристократичный облик Каренина. Чистоту тембра и недетскую серьезность продемонстрировал самый юный участник спектакля, исполнитель партии мальчика Сережи Максим Бородин. Трогательной доверчивостью впечатлила юная Кити (Ирина Огородникова), ее щемяще изломанный вальс…

Музыка Владислава Успенского позволила прикоснуться к заложенным в великом романе идеям и проблемам, стоящим во все времена перед человеком. Всю ткань оперы-мюзикла Успенского одухотворяет образ вечно живой и манящей любви.
Композитор однажды заметил: «Я хочу быть понятым сегодня». И «Анна Каренина», связавшая воедино оперу и мюзикл, явилась ярким музыкально-драматическим подтверждением этих слов. Высокая трагедия оказалась приближенной к нашему времени благодаря смелому жанровому осовремениванию классического сюжета.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~MIjnR