Возвращение имени

8 Марта 2010

Возвращение имени

Коренная петербурженка, Александра происходила тем не менее из старинного шведского аристократического рода Армфельтов, пустившего корни в России еще в первой четверти XVIII века. В истории России наиболее известен прадед Александры, барон Густав-Мориц Армфельт, бывший при Александре I губернатором Финляндии и незадолго до своей кончины в 1814 году за заслуги перед Российской империей возведенный в графское достоинство. Министром по делам Финляндии был дед Железновой, а отец, граф Владимир Армфельт, — приближенным Александра II. Мать, баронесса Александра Бильдерлинг (кстати, Бильдерлингсхофом, т. е. усадьбой Бильдерлингов, до 1918 года называлась нынешняя станция Булдури на Рижском взморье), состояла фрейлиной при императрице. Именно ей была обязана девочка пробуждением интереса к музыке. Мать Александры играла на рояле ежедневно.

Наследница славной семьи получила прекрасное домашнее образование. С детских лет она кроме русского свободно владела французским, немецким и английским языками, самостоятельно изучила в юности шведский, финский, польский и итальянский. Писала стихи, начала сочинять музыку  (об этом долго знали лишь немногие из близких ей людей). Уже став композитором, Александра брала уроки у Антона Рубинштейна, который всюду представлял ее как свою любимую ученицу. Впоследствии именно Антон Григорьевич ввел Александру в круг своих друзей-единомышленников, среди которых были члены знаменитой «Могучей кучки»  Балакирев, Кюи и Римский-Корсаков.

Начало публикациям ее сочинений положил счастливый случай. Как-то мимо петергофской дачи Армфельтов, где девушка играла своего любимого Шопена, проходил знаменитый московский нотоиздатель П. Юргенсон. Внезапно он услышал что-то новое и спросил об авторе. Александра призналась в своем авторстве. Издатель тут же попросил у нее рукопись и пообещал напечатать пьесу в Москве. Свое обещание Юргенсон сдержал, и в 1894 году «Этюд, ор. № 1» стал первым опубликованным произведением юного композитора.
Балакирев, в свою очередь, представил Александру петербургскому музыкальному издателю Ю. Г. Циммерману. Именно с этим издательством, широко известным в России и за ее пределами, и была связана в дальнейшем практически вся творческая деятельность композитора. (Недавно первое издание романсов А. В., по мужу Железновой,   воспроизведено репринтным способом в Санкт-Петербурге.) Александра пишет романсы, а также пьесы для виолончели, скрипки, фортепиано.

Молодой супруг, Владимир Феофилактович Железнов, был офицером русской гвардии и всесторонне одаренным человеком. Представленный Александрой ее старшим товарищам из «Могучей кучки», Владимир, потомок уральских казаков, часто рассказывал Балакиреву и Римскому-Корсакову об особенностях казачьих песен его родины, и те, наконец, предложили молодоженам заняться этими песнями более основательно и по возможности выехать на Урал для их записи и обработки В последующие два года супруги действительно побывали на Урале. Результатом их работы стал сборник «Песни уральских казаков», увидевший свет в Петербурге в 1900 году. На титуле значились оба автора-составителя, и именно тогда Александра начала подписывать свои произведения фамилией мужа. «Песни» имели успех, были быстро распроданы, а в 1901 году переизданы.

К моменту выхода сборника у Александры и Владимира было уже пятеро детей, шестой — дочь Ксения, родился в 1903 году. Это не только делало семью крепкой и дружной, но и давало новые темы для творчества: появились пьесы для детей. Александра Владимировна  мечтала создать целый детский сборник. Материал был практически собран, но началась Первая мировая война. Владимир уезжает на Западный фронт, в действующую армию. Главной темой творчества Железновой становится Россия, ее страдания.

Наступил 1917 год. В Гражданскую войну в рядах белой гвардии погиб муж Александры Владимировны и все сыновья. Остались дочери — Людмила и Ксения. Творчество Железновой,  да и она сама,  теперь никому не нужны. Начались скитания по чужим квартирам родного города. Но и в невероятно тяжелых условиях Железнова продолжала сочинять музыку. Отдушиной стала случайная работа в частном кинематографе «Аквариум» — она играла здесь и классику. Публика приходила, как тогда говорили, «на пианистку».  Иногда удавалось побывать в Филармонии.

Годы изнурительной борьбы за существование не могли не сказаться на ее здоровье.
В конце февраля 1933 сильная простуда перешла в крупозное воспаление легких. В марте Александра Владимировна скончалась.

В последний путь на Большеохтинское кладбище ее провожали дети и многочисленные ученики Так закончился земной путь одной из первых русских женщин-композиторов.

*    *    *  
Большая часть творческого наследия А. В. Железновой погибла во время блокады. Но то, что осталось, представляет несомненный интерес. Ряд произведений не публиковался вообще.
Буквально по кусочкам начала собирать эти материалы ее дочь Ксения Владимировна. Помог известный коллекционер музыкальных записей и материалов о выдающихся вокалистах Юрий Борисович Перепёлкин. После тщательного изучения произведений Александры Владимировны он еще в 1966 году организовал у себя дома концерт памяти композитора, в котором участвовали известные певцы и музыканты Ленинграда. Позднее состоялись и другие концерты с другими исполнителями и репертуаром.

В 1977 году усилиями Ксении Владимировны прошла  первая телевизионная передача о композиторе Железновой, а в 1989 году по инициативе композитора и музыковеда Владислава Георгиевича Соловьёва  рассказ о ней прозвучал в передаче «Камертон».
В новейшее время, два года назад, состоялся первый открытый концерт в Москве. Издан и компакт-диск.

Конечно, всего этого недостаточно.  Время возвращения в историю музыкальной культуры имени и творчества композитора Железновой пришло.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~dhXxc