Ирина Архипова (1925 — 2010)

8 Марта 2010

Ирина Архипова (1925 — 2010)

Первыми музыкальными звуками моего детства было мамино пение. У нее был очень красивый голос, задушевного, мягкого тембра. Папа всегда восхищался им. Хотя сам не имел голоса, но был очень музыкальным человеком. Самоучкой он научился играть на балалайке, мандолине, гитаре. В доме у нас часто звучала музыка... Нередко мы с мамой напевали что-нибудь вдвоем. Особенно нам нравилось петь дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского — конечно, по слуху, не по нотам...

Ирина начала учиться игре на фортепиано в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, позже поступила в Школу имени Гнесиных. В 1941 году она окончила 9-й класс, но началась война, которая во многом повлияла на выбор профессии. Осенью семья эвакуировалась в Ташкент. В 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт, который находился также в эвакуации в Ташкенте. Ирина Архипова возобновила занятия музыкой, и там же, в Архитектурном институте, состоялось ее первое публичное выступление: Ирина Архипова исполнила романс Полины. В 1944 году институт вернулся из эвакуации в Москву. Вокальный кружок, в который поступила Ирина Архипова, в институте вела замечательный педагог Надежда Матвеевна Малышева.

Мой репертуар быстро увеличивался, Надежда Матвеевна была мной довольна, но при этом скупа на похвалы. Поэтому для меня было большой радостью узнать, что она сказала обо мне: «С Ирой можно говорить на одном языке — языке Шаляпина и Станиславского!»
Защитив на «отлично» диплом, в 1948 году Ирина Архипова получила назначение на работу в архитектурно-проектную мастерскую «Военпроекта», где она занималась проектированием жилых домов на Ярославском шоссе. Архитектор Ирина Архипова — автор проекта здания Московского финансового института на проспекте Мира. В том же 1948 году, узнав, что в Московской консерватории открылось вечернее отделение, Ирина, продолжая работать архитектором, поступила на первый курс в класс народного артиста РСФСР Леонида Филипповича Савранского. К 5-му курсу стало очевидно, что нужно окончательно определяться с профессией. К занятиям в консерватории прибавились спектакли в оперной студии, работа над камерным репертуаром, участие в концертах. Вышло так, что в архитектуру Ирина Архипова  больше не вернулась.

Блестяще выступив на дипломном концерте, Ирина Архипова поступила в аспирантуру, но на пробе в труппу Большого театра она не понравилась и ее не взяли. В 1954 году Ирина Архипова перевелась на заочное отделение аспирантуры вокального факультета и уехала в Свердловск, где проработала всю зиму в Театре оперы и балета. В 1955 году она одержала победу на Международном конкурсе вокалистов на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве. На концерте победителей в Кремле кто-то из членов правительства спросил: «Почему Архипова не в Большом?»

1 марта 1956 года Ирина Архипова приступила к работе в Большом, а ровно через месяц, 1 апреля, состоялся ее дебют — с огромным успехом она исполнила партию Кармен. В декабре 1956 года на сцене Большого театра Ирина Архипова спела Амнерис («Аида» Дж. Верди). В мае 1959 года Ирина Архипова впервые исполнила одну из самых своих любимых ролей — партию Марфы в «Хованщине» Мусоргского. Кульминацией первого этапа артистической жизни И. К. Архиповой стал июнь 1959 года, когда в СССР состоялись гастроли знаменитого итальянского тенора Марио дель Монако. Его приезд стал огромным событием, а успех «Кармен» с его участием (заглавную партию пела Ирина Архипова) был невероятным. Грандиозный успех «Кармен» в Москве открыл перед Ириной Архиповой двери на мировую оперную сцену.  

В мае–июне 1963 года состоялась поездка Ирины Архиповой в Японию, где она провела
14 сольных концертов по всей стране, а в 1964 году на гастролях Большого театра в Милане, в «Ла Скала», Ирина Архипова блестяще выступила       в партиях Марины Мнишек («Борис Годунов»), Полины («Пиковая дама») и Элен Безуховой («Война и мир»). В том же году И. Архипова осуществила свою первую поездку в США.

В 1967 году Ирина Архипова приняла предложение принять участие в постановке «Хованщины» М. П. Мусоргского в знаменитом «Ла Скала». В 1969 году — снова гастроли в США, опять «Карнеги-Холл» в Нью-Йорке. В 1970 году певица получила приглашение в оперу Сан-Франциско на «Аиду». В августе 1970 года Ирина Архипова, спев на гастролях Большого театра СССР в Канаде и несколько концертов, улетела в Ригу, где дебютировала в партии Азучены в опере «Трубадур». В октябре того же года Архипова участвовала в постановке «Трубадура» в Нанси во Франции, после чего была занесена в «Золотую книгу» театра и получила контракт на «Аиду» в Руане и Бордо и на постановку «Трубадура» в Оранже.

Французская газета «Комба» тогда писала: «Этот спектакль закончился триумфом двух дам! Монтсеррат Кабалье и Ирина Архипова — вне конкуренции. Они единственные и неповторимые в своем роде. Благодаря фестивалю в Оранже нам выпало счастье видеть сразу двух „священных идолов“, заслуживших восторженный отклик публики». Лондонский дебют 1975 года, где вновь И. Архипова с огромным успехом пела вместе с М. Кабалье в «Трубадуре», оказался не менее успешным, и пресса была многочисленной и восторженной.
С 1967 года Ирина Архипова — председатель жюри Конкурса имени М. И. Глинки. С тех пор она регулярно принимает участие во многих престижных конкурсах мира. С 1974 года (за исключением 1994 года) она — бессменный председатель жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». С 1986 года И. К. Архипова возглавляла Всесоюзное музыкальное общество, в конце 1990 года преобразованное в Международный союз музыкальных деятелей.

Ирина Константиновна Архипова — народная артистка СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1985), лауреат Ленинской премии (1978), Государственной премии России (1997) и множества других российских и международных премий, кавалер высших орденов России и других стран.     

Ирина Архипова являлась профессором Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1984), действительным членом и вице-президентом Международной академии творчества и русской секции Международной академии наук, президентом Международного союза музыкальных деятелей (1986) и Фонда Ирины Архиповой (1993). Она —  обладательница титулов: «Человек года» (Русский биографический институт, 1993), «Человек столетия» (Международный Биографический Центр Кэмбриджа, 1993), «Богиня искусств» (1995), лауреат всемирного приза искусств «Бриллиантовая лира». В 1995 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил имя Архиповой малой планете № 4424.

Я с уверенностью могу назвать свою жизнь счастливой. Я была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими  учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями,  имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас ...  Важно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле время. И что ты оставил после себя...

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~bgLiy