Там, где кончается поэзия…

3 Января 2010

Там, где кончается поэзия…

Но парадоксальным образом сочинение, обозначенное невероятно требовательным к себе композитором как opus 1 и являющееся по сути истовым возгласом души, не сумевшей молчать, встает в один ряд с «Реквиемом» Моцарта, дух которого как будто витает в первой части кантаты. Образ торжественного молитвенного благоговения, заключенный в поэзии Алексея Толстого и переданный в звучании неповторимого голоса народного артиста России Николая Мартона, сменился выражением острейшей боли и смирения перед лицом вечности, когда своеобразную эстафету приняли хор и оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко. Его дирижерское слышание высветило, пожалуй, самые сокровенные разделы кантаты — звучащие у хора без сопровождения оркестра. Неуловимая грань между «еще звучащим» и «уже отзвучавшим», неизменно завораживающая постоянных слушателей Капеллы, в этот вечер была подобна мистическому ощущению грани земного бытия.

 Во втором же отделении концерта, где прозвучала оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный», чтецу, солистам, хору и оркестру удалось выполнить едва ли не еще более сложную задачу — дать собственно музыкальное прочтение материала, задуманного и написанного автором в синтетическом единстве с графикой и пластикой кинокадра.
Именно отчетливость дирижерской артикуляции, преодолев некоторую калейдоскопичность чередования контрастных эпизодов, выявила главные, сквозные темы концепции Прокофьева, подчеркнула ее философский, вневременной смысл, выходящий далеко за пределы эпохи Ивана Грозного.

Неприкосновенность святынь — любви к людям, любви к Родине, возможность служения им, несмотря на жестокое испытание властью… Размышлениям на эту тему, без сомнения, посвятит еще немало времени каждый слушатель состоявшегося концерта.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~4WMT7