Мужественная красота виртуозности![]() Мужественная красота виртуозностиАктуальнее звучит ее смысловой контрапункт: красота сама нуждается в спасении. Она несовместима с агрессивностью, она не навязывает себя и незаметно исчезает, когда потребность в ней глушится привычкой к удобному растиражированному стандарту. Каждое выступление Николая Демиденко — из их числа. Даже если это всего лишь 18-минутный Ля-мажорный концерт Листа, прозвучавший в Большом зале филармонии в январе этого года. «Гениальная музыка!» — срывалось тогда с уст даже тех, кто Листа терпеть не может. Такая же реакция сопровождала в свое время и Четвертый концерт Рахманинова, и Второй Метнера… Эти репертуарные редкости (к которым, кстати, сегодня и Второй концерт Листа можно причислить) были исполнены вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева. А Второй концерт Прокофьева в ансамбле с Юрием Темиркановым!.. Это было летом 2002 года, 22 июня, и сохранится навсегда в памяти тех, кто был тому свидетелем. «Безобразно трудный и беспощадно утомительный», перегруженный техническими сложностями монстр (как только ни окрестили за многие годы этот Концерт «благодарные» пианисты) предстал скорбно-величественным гигантом, не устрашающим, а вселяющим надежду, что ужас не вечен, что колыбельная и плач спасительны, как молитва. «В последние годы на мировой концертной эстраде появилось так много виртуозов из России, провозглашаемых ”новыми Горовицами”, что публика вправе растеряться. Однако необходимо признать: Николай Демиденко — пианист грандиозного масштаба и уникального таланта. Покоряющая эмоциональность, совершенная техника, изумительное владение звуком и мощный интеллект выдвигают его в ряд крупнейших музыкантов современности». Это цитата из «The Musical Times», и подобных отзывов зарубежной прессы можно было бы привести множество, поскольку в Европе, США, Австралии, Новой Зеландии пианист выступает, увы, чаще, чем на родине. Но ведь кто-то несомненно помнит его сенсационный дебют с Третьим концертом Рахманинова в Большом зале, когда совсем еще юный Коля Демиденко буквально спас филармонию, заменив внезапно заболевшего Станислава Нейгауза… Лауреат международных конкурсов в Монреале (1976) и имени Чайковского в Москве (1978), Николай Демиденко — один из самых ярких и самобытных последователей легендарной башкировской школы. К слову, первым музыкальным педагогом Демиденко была А. П. Кантор, чей прославленный воспитанник Евгений Кисин в годы учебы заслушивался записями своего старшего «однокашника». «То, что сделал Бузони, не на поверхности лежит, — говорит пианист. — Его транскрипции не являются имитацией органа. Они также не являются переложением органного материала для фортепиано. Он изобрел свой воображаемый инструмент и для него писал. Поэтому, когда играешь эти обработки, нужно думать не об органной регистровке, а о регистровке на этом воображаемом инструменте. Тогда получаются очень интересные вещи. Вообще, в Бузони смешались две культуры — немецкая и итальянская. И все время то одна, то другая его теребила. Полифония для него была естественным способом мышления в музыке. Очень мало таких композиторов в XX веке. Рассчитать фугу могут все, а, как Бах, сесть и сымпровизировать шестиголосную фугу на какую угодно тему могут очень немногие. Бузони мог. Это был титан из титанов. А итальянское проявлялось в его исполнительской свободе. В свободе во всем. Он был свободным человеком». Николай тоже человек свободный и абсолютно бескомпромиссный во всем, что касается музыки, которой он служит с рыцарской преданностью и любовью. Исключительно любовью к музыке продиктовано и предпочтение, которое он оказывает роялям фирмы Fazioli. Говорить об этих инструментах он может часами, а то и неделями, поражая невероятным знанием мельчайших конструктивных подробностей, на ходу рождая идеи, как еще более усовершенствовать и без того, казалось бы, идеальное звучание фортепианных струн… Но это тема для отдельного рассказа. Замечу лишь, что компания, возглавляемая Паоло Фациоли, не случайно обрела ревностного друга в лице такого правдоискателя, как Николай. У них единая цель — максимальный творческий результат вне зависимости от коммерческих соображений. Впрочем, Демиденко — из той редкой «породы» пианистов, которые, что называется, возят свой звук с собой. Под его руками зазвучит, кажется, даже клавиатура, нарисованная на столе. …В рамках юбилейных торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Фридерика Шопена, в зале Варшавской филармонии (дирижировал Антони Вит) Николай Демиденко играл Первый, ми-минорный, концерт. Играл в один вечер с Евгением Кисиным, который исполнял Концерт фа минор. Событие транслировалось и было записано, так что при желании можно собственными ушами и глазами удостовериться в том, что чудеса в наше время возможны. Сам же пианист в ответ на восторженное изумление слушателей высказался просто и ясно: «Я играю музыку так, как я ее себе представляю… Но есть два момента. Благодаря Национальному институту Шопена мне довелось поиграть на Pleyel’e который принадлежал Шопену. Я трогал эти клавиши! Записал диск, сыграл концерт… Я знаю, как он звучит! На нем нельзя играть громко! При его механике, если играть полным весом, этот инструмент перестает звучать. На нем можно играть только очень деликатно, очень легко. К тому же дерево, которому 180 лет, хрупкое, как стекло. Я старался быть предельно деликатным и обнаружил, что, если Pleyel не грузить, он еще может о-го-го сколько! А второе… Когда человек начинает кричать, его перестают слушать. Ну зачем кричать? Не надо. Драма и вообще все содержание музыки Шопена не пострадают, если ее не исполнять агрессивно… Он — другой. Он неуловимый. Он невероятный. Он единственный…»
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~K26OB
| ![]() ![]()
С 23.12.2020 по 28.03.2021 Художественное наследие семьи Клодтов
С 26.12.2020 по 03.04.2021 Выставка Из цикла «Поднесение к Рождеству» ДЕКОРАТИВНЫЙ МИНИМАЛИЗМ «ОТТЕПЕЛЬ» В СОВЕТСКОМ ФАРФОРЕ ![]() |