Соловей поет до Петрова дня![]() Соловей поет до Петрова дняВедь он — и создатель песен, вошедших в народный обиход, бесчисленных, по-нынешнему говоря, хитов, шлягеров, и автор интимных, доверительных романсов, нежных вальсов, зажигательных маршей, остроумных стилизаций — любимых мелодий, пришедших с экранов кино и телевидения, с подмостков эстрады и с тех пор повсеместно распеваемых, насвистываемых. Но мое заочное знакомство с Андреем Петровым началось не с песен — он их тогда еще не писал, — а сразу с крупной формы. На сцене Дворца культуры имени Горького — в очередь с гастролировавшими на ней МХАТом и Малым театром — Детская хореографическая студия представляла полнометражный балет Дмитрия Клебанова «Аистенок» в постановке юного Юрия Григоровича. И постановка эта, помнится, гремела ничуть не меньше новинок в Кировском! Вот для такой «большой сцены» и получил заказ студент четвертого курса Консерватории Андрей Петров. Трехактный балет «Заветная яблонька» шел в сопровождении настоящего симфонического оркестра. Леонид Якобсон предложил молодому композитору писать музыку к своему новому балету: хореограф загорелся идеей поставить на балетной сцене «Макара Чудру» Горького. И хотя замысел остался нереализованным, но в результате родилась симфоническая поэма «Радда и Лойко». Вспоминаю о первых шагах композитора лишь для того, чтобы разглядеть в них из сегодняшнего времени ростки творчества, приметы стиля Мастера, чей художественный облик складывался на наших глазах, чей авторский почерк вскоре стал узнаваемым и ярко индивидуальным. Тогда, в хрущевскую «оттепель», в нашу жизнь хлынула классика первой половины ХХ века — сначала отечественная: Прокофьев, Шостакович, поздний Рахманинов (!), скупо дозированный ранний Стравинский, а потом и западноевропейская — У Петрова в это время как раз близилась к завершению «пятилетка легкой музыки» — так он сам ее назвал, потому что в эти годы написал многие ставшие популярными песни и эстрадные пьесы. Однако очень скоро композитор перестал вести счет «пятилеткам» — симфоническим или песенным. Начиная с балета «Сотворение мира», Андрей Петров больше не делит жанры на серьезные и легкие. Когда нужно — для выражения страха и ужаса, для передачи состояния растерянности, для живописания первобытного хаоса, — композитор использует приемы сонористики или даже алеаторики. Восторг перед красотой и могуществом природы, перед таинством любви и рождения жизни требует иных красок, мелодичных, песенных в своей основе, вокальных линий. В этом весь Петров: новации не обязательно заключены в суперновых средствах — они могут быть в новом, необычном преломлении традиционных устоявшихся жанров. Так появляются опера-оратория («музыкально-драматические фрески») «Петр Первый», опера-феерия «Маяковский начинается», хореографическая симфония «Пушкин. Размышление о поэте»… — Вы однажды заметили, что сегодня в музыке придумано на полвека вперед. Позвольте задать вопрос, только на первый взгляд шаблонный: какой вы видите (слышите!) музыку XXI века? — Помните последний концерт-встречу Бориса Гутникова в Малом зале филармонии? Ведущий встречу Михаил Бялик задал Гутникову тот же самый вопрос: какая музыка ждет нас в ХХI веке? И что ответил блистательный скрипач? «Уличные мелодии в смокингах» Название, на первый взгляд ироничное, шутливое, удивительно точно отражает творческую позицию, эстетику композитора. «Улица» — деревенский напев, танец, слободская лирика, городской романс — это те как будто стертые, обыденные интонации, из которых растут, по слову поэта, «не ведая стыда», рельефные запоминающиеся мелодии петровских песен. Оттого и возвращаются они на улицу, в наш музыкальный быт часто без имени автора, как народные. А безымянная слава дороже любых лауреатских отличий. Популярные джазовые импровизации (здесь Петров соперничает с Гершвином и Дунаевским), сделанные рок-музыкантами ремиксы песен — знак наивысшего признания в молодежной аудитории. И еще об одном природном даре Андрея Павловича Петрова нельзя не вспомнить: это дар человеческой, музыкантской общительности, дар уважения к многоголосию жизни. Должно быть, этот особенный талант помогал ему в течение сорока с лишним лет (!) руководить Союзом композиторов Санкт-Петербурга. В годы жесткого идеологического диктата наша композиторская организация оставалась оазисом относительной свободы и эстетического плюрализма. В том, что петербургская композиторская школа на протяжении почти полувека сохраняла дух новаторства и одновременно традиции подлинного академизма, есть немалая заслуга многолетнего председателя нашего Союза. И не ему ли в наибольшей степени мы обязаны тем, что наш Союз композиторов в трудные перестроечные годы избежал раскола и распада? Не его ли имени и авторитету мы обязаны тем, что монферрановский особняк на Большой Морской, 45 по-прежнему — наш дом, Дом композиторов? «Соловей поет до Петрова дня» — гласит народная мудрость. Андрей Петров опроверг это присловье: он пел, творил, был полон новых замыслов до последнего часа. Его музыка продолжает звучать и живет в нашей памяти рядом с незабываемым образом ее создателя.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~5DFej
| ![]() ![]()
С 23.12.2020 по 28.03.2021 Художественное наследие семьи Клодтов
С 26.12.2020 по 03.04.2021 Выставка Из цикла «Поднесение к Рождеству» ДЕКОРАТИВНЫЙ МИНИМАЛИЗМ «ОТТЕПЕЛЬ» В СОВЕТСКОМ ФАРФОРЕ ![]() |