Неожиданный Малевич (из архива А. А. Лепорской, подаренного Русскому музею)

3 Декабря 2018

Неожиданный Малевич (из архива А. А. Лепорской, подаренного Русскому музею)

15 ноября в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка «Неожиданный Малевич. Из архива А. А. Лепорской, подаренного Русскому музею». Даже в Русском музее, где творчество Казимира Малевича представлено полнее, чем в каком-либо другом собрании, было лишь 35 графических работ мастера. К огромной радости музея, летом 2017-го в его коллекцию поступили 117 графических листов и рукописи Малевича, ранее находившиеся в собрании Нины Суетиной. Их подарила музею Раиса Стримайтис, выполняя волю Суетиной.

Архив Лепорской, из которого происходят рисунки, поступившие в музей, был общим делом двух известных учеников Малевича —
Анны Лепорской (1900–1982) и Николая Суетина (1897–1954). После смерти Лепорской архив перешел во владение ее приемной дочери Нины Суетиной.
Эти рисунки выполнены в течение десятков лет и связаны с разными этапами деятельности художника. В архиве Лепорской сохранились черно-белые рисунки малого формата — наброски, эскизы, проекты, выполненные на «случайных» листках (блокнотных, тетрадных, в клетку или без оной). За некоторыми исключениями, они были предназначены для «внутреннего пользования» и представляют собой творческую лабораторию художника.
Комплекс произведений, поступивших в Русский музей, можно разделить на определенные группы, связанные с периодами творческого развития, — ранние, супрематические, постсупрематические.
Ранние работы художника выполнены до 1910-го: этот период биографии Малевича наименее исследован и известен ценителям искусства. Тем важнее любое свидетельство, относящееся ко времени становления художника. Уже в этих рисунках можно заметить черты будущего, постсупрематического, портретного стиля Малевича — предельный лаконизм, отсутствие деталей и подробностей и (несмотря на малый размер) монументальность.
Первая и единственная художественная школа, обучение в которой прошел Малевич, — школа Фёдора Рерберга. Рисунки Малевича, выполненные с женских и мужских обнаженных моделей, свидетельствуют о разнообразии художественных задач, которые ставились перед учащимися школы, и широком диапазоне художественных средств, используемых при их разрешении. Примечательно, что рисунки ученической поры Малевич хранил в течение долгих лет своей яростной борьбы с фигуративностью в искусстве.
Уникальные рисунки Малевича, как будто открывающие дверь в опытную лабораторию художника, представляют собой неоценимый материал для понимания творчества мастера.
Выставка продлится до 14 января
2019 года.
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NMLBR