«Неизведанный Чайковский»

12 Апреля 2016

«Неизведанный Чайковский»

В канун нового 2016 года в издательстве «Союз художников» вышло новое исследование петербургского музыковеда Л. В. Белякаевой-Казанской «Неизведанный Чайковский. 18 пьес для фортепиано, ор. 72» — приношение к 175-летию со дня рождения великого композитора. Развернутый очерк написан на основе обширного, тщательно изученного автором материала о жизни и творчестве Чайковского и его времени.

В новой работе продолжены изыскания Л. Белякаевой-Казанской в области истории русской музыки. В «Неизведанном Чайковском» впервые всесторонне рассмотрен ор. 72 от истории создания до возвращения его из забвения, отмечено место ор. 72 в ряду сочинений последнего года жизни Чайковского, вступившего в новый период своего творчества. В подтверждение этой мысли автор приводит слова К. Сен-Санса из письма к русскому послу в Париже в связи с кончиной Чайковского: «Смерть его — великая утрата для музыкального искусства, ибо он имел впереди еще многие годы творчества, быть может, даже лучшие годы».  Благодаря выдающимся российским пианистам А. Наседкину, В. Постниковой, М. Плетнёву, М. Култышеву, Р. Островскому в конце ХХ века возросло внимание к музыке ор. 72 в профессиональной и любительской среде. В своей работе Белякаева-Казанская представила во многом малоизвестные и необыкновенно интересные материалы о Чайковском и его последнем сочинении для фортепиано. Знатоки творчества Чайковского по достоинству оценят целый ряд биографических и фактологических уточнений, сделанных автором в процессе работы над темой. Документированное музыкально-историческое исследование дополнено содержательными постраничными примечаниями и ссылками на прилагаемый обширный список литературы, а также рядом редких иллюстраций.
Издание посвящено памяти Андрея Яковлевича Эшпая — выдающегося российского композитора, 8 ноября 2015 года ушедшего из жизни. Преемственная связь многогранной творческой деятельности Эшпая с жизнью и творчеством Чайковского очевидна во многих, порой мистических проявлениях. Ведь Андрей Яковлевич родился, как и Петр Ильич, «в светлом месяце мае» и ушел в бессмертие в тот же день и час, что и Чайковский, — 8 ноября в 3 часа утра. В 1966 го-
ду Эшпай сочинил скрипичную Сонату, обязательную для участников III Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В музыкальную канву Сонаты он ввел фрагмент из Струнной серенады Чайковского. В триумфальном финале увертюры-фантазии Эшпая «Переход Суворова через Альпы» звучат и фанфары из увертюры «1812 год» Чайковского. Эшпай трижды был председателем жюри конкурса пианистов на VI (1978), VIII (1986), XI (1998) Международных конкурсах имени П. Чайковского. Руками Эшпая посажено одно из деревьев в саду Дома-музея П. И. Чайковского в Клину.
Как отмечает автор, «в год 175-летия со дня рождения Чайковского хотелось бы напомнить о полноте и разнообразии мироощущений Петра Ильича. Хочется, чтобы в нашем сознании он был бы не только певцом печали и скорби (это лишь одна сторона его гения), но и певцом Веры, Надежды, Любви! К светлым солнечным страницам его прекрасной музыки принадлежит и последнее сочинение для фортепиано соло — 18 пьес, ор. 72».
«Неизведанный Чайковский» Л. Белякаевой-Казанской адресован широкому кругу музыкантов, в том числе и пианистам (фортепианным педагогам и учащимся музыкальных школ, училищ, консерваторий), но, несомненно, будет также интересен многочисленным ценителям музыки Чайковского.
Евгений РУШАНСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~XoY73