Неиссякаемый источник вдохновения

Фото: Фото: Monika Rittershaus

Фото: Фото: Monika Rittershaus

30 Марта 2019

Неиссякаемый источник вдохновения

Знаменитые дирижеры петербургской (ленинградской) школы выступили с оркестрами Берлина и Кёльна.

Выдающийся музыкант современности, воспитанник легендарной дирижерской школы Ильи Мусина Семён Бычков сотрудничает с лучшими оркестрами мира. С 1997 года в течение тринадцати сезонов маэстро возглавлял симфонический оркестр Западногерманского радио в Кёльне, с которым неоднократно гастролировал в нашей стране. Обаятельная харизма, вулканический темперамент и колоссальная самоотдача во время исполнения присущи творческой натуре этого дирижера.
Для своей программы в Кёльнской филармонии маэстро выбрал нечасто исполняемый цикл симфонических поэм «Моя Родина» Бедржиха Сметаны. Обращение к музыке чешского классика вполне предсказуемо, учитывая, что дирижер сейчас возглавляет Чешский филармонический оркестр в Праге. Каждая из шести поэм цикла, овеянного народными легендами и сказаниями страны, представляет художественный интерес, композиторские идеи в цикле выражены ярко и выпукло.
Оркестр Кёльнского радио под руководством Семёна Бычкова покорил великолепным качеством звучания, прилежной ансамблевой игрой и одухотворенностью исполнения. Дирижер интуитивно почувствовал национальную природу музыки чешского композитора. В своем искреннем прочтении «Моей Родины» он добился естественности и гибкости звучания немецкого оркестра, растворяясь в нем и не прибегая к внешним эффектам.
Семён Бычков: «Каждый оркестр является детищем своей страны. Масса музыкантов приезжают и попадают в оркестры Германии из разных стран, но при этом сохраняется то, что принадлежит национальному характеру этой страны… С каждым днем мир становится всё теснее и теснее, легко утратить те национальные черты, которые принадлежат каждому сочинению и композитору, поскольку они родились и выросли в своей культуре. Задачей дирижера сегодня является достижение аутентичности духа исполнения… Только тогда интерпретация будет исповедальной».
Старший коллега Семёна Бычкова по дирижерскому цеху Марис Янсонс справедливо считает ленинградскую дирижерскую школу одной из лучших в мире.
Марис Янсонс не прерывает своих дирижерских связей с Германией. Он — главный дирижер симфонического оркестра Баварского радио, с которым проводит в сезоне множество самых разных концертных программ. Встречи с Берлинским филармоническим оркестром для российского дирижера также немаловажны. Марис Янсонс обожает этот коллектив, с ним в его жизни связано немало воспоминаний. Впервые он встал за пульт этого оркестра в 1971 году во время проведения II Международного конкурса дирижеров имени Герберта фон Караяна. С момента своего концертного дебюта в 1976 году Марис Янсонс провел более девяноста выступлений с берлинскими филармониками в немецкой столице и за ее пределами. Прошлой зимой дирижеру присудили почетную награду в знак признания многолетнего плодотворного сотрудничества. Марис Янсонс стал пятым дирижером, удостоенным высокой награды. Его предшественниками были Даниэль Баренбойм, Бернард Хайтинк, Николаус Арнонкур и Сейджи Озава.
Марис Янсонс: «Этот оркестр бесподобный, со своим уникальным почерком, звуковой палитрой и необъятным репертуаром. Я всегда вдохновляюсь игрой фантастических музыкантов Берлинского филармонического оркестра, там много моих друзей, каждый из солистов потрясающая личность, люди высочайшей культуры и виртуозного исполнительского мастерства».
Свое очередное выступление с Берлинским филармоническим оркестром Марис Янсонс открыл на сцене Большого зала Берлинской филармонии музыкой Рихарда Штрауса. Будто из недр бездны на тихом органном пункте раздались сигналы трубы, возвещающие о начале симфонической поэмы «Так говорил Заратустра». Исполнение монументальной партитуры развернуло во всем своем многообразии впечатляющие художественные достоинства Берлинского филармонического оркестра — индивидуальные исполнительские качества, органику ансамблей и пеструю звуковую палитру. Мэтры оркестра Эммануэль Паю (флейта), Альбрехт Майер (гобой), Венцель Фукс (кларнет) искусно справлялись со своими виртуозными пассажами. Нежное, окрашенное в романтические тона звучание скрипки концертмейстера оркестра Ноя Бендикса-Балгли пленило естественностью чувств и мягкостью интонаций.
В Первом концерте для фортепиано с оркестром Ференца Листа солировал всемирно известный российский пианист Евгений Кисин. Сдержанная аскетичная манера исполнения солиста не противоречила величественной красоте листовской музыки. Кисин не романтизировал ее своей интеллектуальной игрой, напротив, его внимание к звуку, паузам и контролю над техникой исполнения было одной из доминант. Удивительная гармония ансамбля, умение слушать оркестр и вести диалог с ним характеризуют творческий облик этого замечательного музыканта. Берлинская публика устроила Евгению шумную овацию, бесконечно вызывая его на сцену и требуя непременного биса. Им стала одна из четырех пьес для фортепиано собственного сочинения — Додекафонное танго, в котором искусно переплетены контуры популярных мотивов современного танца с серийной техникой письма.
Под занавес программы Марис Янсонс блестяще продирижировал увертюру к ранней романтической опере Рихарда Вагнера «Риенци».
Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~GG7cz