Неисчезающая память

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

11 Января 2021

Неисчезающая память

В 1975 году Американская академия музыки объявила необычный всемирный анонимный конкурс для кинокомпозиторов. Микаэл Таривердиев прислал запись сюиты из музыки к кинофильму «Ольга Сергеевна» и стал победителем вместе со знаменитым итальянским композитором Нино Ротой. Обнаружив в семейном архиве запись всей музыки к фильму с импровизациями на фортепиано и клавесине самого Микаэла Леоновича, которые не были расшифрованы, Вера Таривердиева услышала в ней поразительную цельность. Отсюда родилась идея отдельной концертной программы, которая была поддержана коллективом единомышленников и в ноябре представлена в Малом зале Филармонии. 

Концертная программа, в которой звучит музыка из кинофильма «Ольга Сергеевна», названа Верой Таривердиевой «Отражение тишины». Композитор Дмитрий Гусев, ученик Микаэла Леоновича, по слуху «снял» и расшифровал все авторские импровизации. Алексей Гориболь, исполнивший практически все, написанное композитором для рояля и в камерно-вокальной музыке, пианист, которого можно уверенно назвать самым тонким интерпретатором музыки Таривердиева, в кратчайшие сроки выучил новый материал. Сыграв «Отражение тишины» (практически сольный концерт!), он признался: «Какое наслаждение было находиться внутри этой музыки!» Огромную заинтересованность в реализации идеи проекта проявил дирижер Сергей Поляничко, руководитель симфонического оркестра «Невский». Было невероятно трогательно ощущать неравнодушное присоединение к музыке — и дирижера, и молодых исполнителей. 
Вычлененная из фильма, музыка Таривердиева осознается как большой вариационный цикл (подобие Гольдберг-вариаций Баха) на ключевую тему фильма: «Не исчезай». Но, обретя новую самостоятельную концертную жизнь, она побудила многих слушателей пересмотреть фильм, в котором снималось созвездие выдающихся советских актеров: Т. Доронина, Р. Плятт, О. Ефремов, А. Джигарханян, В. Гафт, Л. Броневой и др. Спустя годы в нем открылись такие потрясающие судьбы, чувства, размышления героев — не оторваться! Весь многосерийный фильм ты непрерывно вместе с его героями думаешь не о суетном, мелочном, а о чем-то очень важном. Состояние, которое теперь уже редко возникает во время просмотра современных фильмов и особенно сериалов. 
Поразительно, сколько в этом «Отражении тишины» напряженной жизни духа! Для нас эта музыка — атмосфера детства, юности, того далекого времени (середина семидесятых), которое именуют «брежневским застоем». 
Таривердиев никогда не был композитором, отражающим время по заказу, по указке. Он — свободная личность, во многом оппозиционная, «угловатая», не встраивающаяся в конъюнктуру момента. Как же ему удалось не попсовой угодливостью массовому вкусу, а эстетской барочностью своих импровизаций покорить практически всю страну, уловить и сверхточно попасть в какое-то особое духовное ощущение того времени? Что уловил он извне, что транслировал вовне, чтобы это все переплелось в музыкальный образ, вновь и вновь тревожащий нашу ностальгирующую память? 
Начинаешь анализировать звучащее прошлое, и оказывается, что то самое «застойное» время было переполнено барочностью: откровения записей Гульда, двойной диск ХТК Баха в исполнении Рихтера (сокровище в любой коллекции любителей музыки), вокальный ансамбль The Swingle Singers, в исполнении которого классические партитуры, опирающиеся на свингующий контрабас и ударные, обретали опьяняющую современную пульсацию, заставляли устремляться к каким-то мечтам, восторженно подгонять «время вперед»; утонченная джазово-барочная рефлексирующая киномузыка психологического кинематографа М. Хуциева, П. Тодоровского, И. Авербаха, С. Соловьёва, М. Калика, с фантастически подробной игрой актеров на длинных крупных планах, которые не только не казались скучными, а затягивали в воронку душевных переживаний, рефлексии. Это было время, когда думающая молодежь обретала крылья духа, читая книги врача, гуманиста, баховеда Альберта Швейцера (о нем восторженно рассказывает молодая героиня Марины Неёловой в фильме, но это помнят и многие из нас, ныне живущих). 
Высокие, возвышенные скрипичные монологи Таривердиева невольно воскрешают в памяти и всеми любимый в то время (опять же без социальных и образовательных различий!) ансамбль скрипачей Большого театра под руководством Реентовича, и пронзительные, устремленные в небо баховские скрипичные речитативы-юбиляции в Largo Седьмой симфонии Шостаковича. 
Таривердиев и рождается из этого контекста, и определяет его.
Оживляемый его музыкой ассоциативный поток вдруг пронзил неожиданным осознанием — тонкая, умная, глубокая музыка Таривердиева, оказывается, была у нас массовой музыкой, то есть любимой подавляющим большинством людей того времени! 
Режиссер фильма «Ольга Сергеевна» Александр Прошкин говорил, что Таривердиев обладает замечательным качеством рождать музыку, «которая входит в картину на правах одного из главных героев». Соединяясь с тончайшим спектром чувств героев фильма и разными пластами достоверно снятой советской жизни (скромные жилища научной интеллигенции, совершенно негламурные, «забитые» черноморские пляжи, тяжеловесные «деревянные» чиновничьи кабинеты, улицы городов с бегущими, неприукрашенными советскими людьми, «наивное» оборудование научных лабораторий, телефоны-автоматы и т. д.), музыка Таривердиева размышляет, ждет, печалится, смеется, скорбит, бежит, вспоминает… 
Она поэтизировала прозу повседневности и указывала ту высоту чувств, помыслов, к которой так хотелось стремиться! А самое главное — она и тогда, и навсегда полна любви к человеку, и, слыша ее, так хочется повторять: «Не исчезай!»
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hKOEt


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время