Наследники

Музыкальный салон Ю. Ф. Абазы

Музыкальный салон Ю. Ф. Абазы

2 Апреля 2019

Наследники

Сегодня композиторы-классики нам представляются стариками, убеленными сединами, с бородами и богатым жизненным опытом. А ведь когда появилось объединение композиторов, которое сегодня известно каждому школьнику под названием «Могучая кучка», Милию Алексеевичу Балакиреву (его идейному вдохновителю и организатору) было 23 года, Модесту Петровичу Мусоргскому — 21, Александру Порфирьевичу Бородину — 27, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову — 17 (!), Цезарю Антоновичу Кюи — 25, а «старику» Владимиру Васильевичу Стасову — 36. Историю отечественной музыкальной культуры двигали и развивали совершенно молодые люди.

Чуть меньше Стасова, 32 года, было в это бурное для русской музыкальной культуры время Юлии Фёдоровне Абаза, салонной певице (меццо-сопрано), музыканту, общественному деятелю, директрисе петербургского Приюта для арестантских детей.
Вместе с композитором Антоном Рубинштейном она стояла у истоков создания Русского музыкального общества, участвовала в создании Петербургской консерватории, где в дальнейшем заведовала кассой учебных классов, то есть ведала деньгами консерватории.
Прекратив по причине замужества свою публичную исполнительскую деятельность, она выступала только на благотворительных мероприятиях, а гостиная ее богатого петербургского дома на Фонтанке, 23 долгие годы была музыкальным центром в Петербурге. Она была дружна с Листом, Рубинштейном, Тургеневым, Тютчевым, переписывалась с Густавом Малером. Здесь же, в салоне дома Юлии Абазы, в марте 1879 года впервые была исполнена в присутствии автора опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
И вот, спустя почти полтора столетия имя Ю. Ф. Абазы воскрешено ее потомками, Фёдором Абазой (праправнук, выпускник Петербургской консерватории, пианист, лауреат международных конкурсов) и его супругой Дарьей (тоже выпускница консерватории и пианистка).
На странице группы «Музыкальный салон Ю. Ф. Абазы» в Фейсбуке читаем: «Последнее время мы вкладываем все силы в возрождение дела нашей прапрабабушки. Это невероятно интересно и важно для нас и всей нашей семьи, а также друзей, которые нас поддерживают и помогают».
Очень ценно, что все программы «Салона» построены в духе петербургских просветительских традиций. Фёдор Абаза сам ведет эти концерты, предваряя каждое произведение развернутыми комментариями. А возможности XXI века позволяют делать активный «промоушен» каждого концерта в социальных сетях, где организаторы подробно рассказывают о музыке, исполнителях. Хочется отметить не только прекрасный литературный стиль публикаций, но и удивительную теплоту интонации, с которыми организаторы пишут и о предстоящих программах, и о своих коллегах-единомышленниках.
Представляемый в рамках «Салона» репертуар очень разнообразен. Зачастую произведения объединяют эпоху, когда жила создательница салона Ю. Ф. Абаза, и время, в котором продолжают начатое ею дело потомки.
Так в октябре 2018 года в концерте прозвучала музыка XIX века, написанная композиторами, связанными с Юлией Фёдоровной Абазой: два романса Гуно, которые он подарил исполнительнице, романсы Рубинштейна, фортепианный квартет Малера. А во втором отделении прозвучала редко исполняемая соната для двух фортепиано и ударных Белы Бартока и фортепианная музыка одного из постоянных участников объединения, друга семьи и талантливого музыканта, пианиста, композитора Глеба Колядина.
И вот 25 февраля в Малом зале филармонии прошел уже четвертый концерт, организованный «Музыкальным салоном
Ю. Ф. Абазы». Меня поразила и даже растрогала та искренность, человеческая открытость, с которыми молодые музыканты обращаются к своим слушателям. Музыка осознается ими как часть не только профессиональной, но и личной жизни. «Две Сюиты Рахманинова, которые прозвучат в Малом зале филармонии — удовольствие не только для слушателей, но и для нас. Играть их вместе — счастье. Сотворчество для нас —
это открытие новых глубин взаимопонимания, выражение любви через музыку. Говорят, что в семейной жизни люди учатся быть единым целым, понимать друг друга. Можем с уверенностью заявить, что совместная работа над произведением — это тоже путь любви», — вот так анонсирована программа концерта.
Настоящим событием стало представленное впервые в Санкт-Петербурге произведение американского композитора Поля Лански «Текстуры» для двух фортепиано и ударных, которое исполнили Григорий Осипов, Павел Драп (ударные) и Глеб Колядин, Александр Кашпурин (фортепиано). Оно прозвучало не просто ярко, технично, но с настоящим азартом, мощной энергетикой, свойственной молодости.
Поразил зал. Он был полон. Люди самых разных возрастов — от почтенного до детей детсадовского возраста, в числе которых были и дети музыкантов. И это создавало особую атмосферу доброжелательности, доверительности, праздничности. Было невероятно много цветов!
После концерта мы немного побеседовали с музыкантами. Я была удивлена глубине их суждений, размышлений о современном музыкальном мире, о том, как в нем живется молодым музыкантам. Мы проводили параллели с прошлым, сравнивали условия продвижения молодых музыкантов в России и Европе (у многих есть опыт для сравнения). Я радовалась искреннему желанию ребят реализовываться в своей стране, как-то содействовать изменению к лучшему нашей системы музыкального образования, их стремлению передавать свои ценности, отношение к искусству детям, в том числе своим.
Это была очень вдохновляющая встреча. Я уходила с мыслью о том, что этим замечательным молодым людям очень нужно помогать, нужно поддерживать их. Они сегодня смело берут на себя ответственность за развитие нашей культуры, как некогда их предшественники. А значит, они наше будущее.
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~7wXGa