Наша Эра![]() Фото из архива Э. С. Барутчевой Наша ЭраК юбилею Эры Суреновны Барутчевой
Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем. Конфуций (Кун-цзы) Вот — живое олицетворение слов мудреца! Восторгаясь партитурами ХХ века, открывая для себя и своих учеников музыку современников, Эра Суреновна хранит верность «заветам старины» — будь то шедевры классики, или, увы, размываемые этические нормы уходящего времени. И говорящие названия ее книг красноречивы: «Мой мир музыки», «Времен связующая нить», «…И сердце мое не забудет», «О магии бегущего времени и о себе»… Благодарное приношение учеников учителю открывает ожерелье цитат из названных книг, а следом… следом конечно же признания в любви! ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА «…Пели дрозды!.. и их пение, от которого всё в душе замирало, — не могу забыть. В своих длинных призывах они не сосредотачивались на близких друг другу звуках, а затрагивали несколько диапазонов, разворачивая интереснейшие мелодические построения, прямо-таки наподобие прокофьевского мелоса… Так и казалось, что у меня под окном Ромео из балета Прокофьева…» «Нас, детей, редко наказывали. Ну разве что ставили “в угол носом”… А самым серьезным наказанием для меня было — не пойдешь на “Евгения Онегина”» «Помню, как после генеральной репетиции Седьмой симфонии Брукнера Евгений Александрович рекомендовал оркестрантам: “Ни на что не отвлекайтесь, немного позанимайтесь на инструменте, если будете читать, то только стихи, а лучше всего — пойдите в парк, к садам, растениям…”» «...Герман Прей с музыкой Шумана, весь вечер — только Шуман. Я до сих пор помню число, месяц, год, когда нам преподнесли этот подарок…» «Девочкой я услышала мнение моей бабуси, успевшей еще в царское время поездить “по заграницам”: “А самый красивый город в Европе это, пожалуй, Будапешт…”» «…детское желание увидеть символический Рубикон. Признаться, река оказалась такой маленькой, что я даже не заметила, перешла ли я ее…» «Меня, только-только ступившую на греческую землю, приветствовал сам Зевс! Сверкали молнии, грохотал гром. Я поразилась, как наш самолет ухитрился добиться посадки при такой грозе» «Хива… забавно, что мы встретили здесь, несмотря на холод, свадебную процессию… значит Восток, в противоположность Западу, не отменяет идею Семьи, Дома…» «В Италию я впервые въехала со стороны Ломбардии, от озера Комо — в густом тумане и непрерывном дожде. Он так и не прекратился за те три с половиной часа, что мы были в Милане» «Рассказывать мне о Сен-Готарде? Читайте мировую литературу» «В Эпидавре прекрасно сохранился театр, и я имела смелость произнести перед пустыми рядами начало пушкинского “Евгения Онегина” вплоть до слов: “Всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных…” Говорят, всё было ясно-четко слышно» «Совсем к небесам… Хотелось услышать йодли…Как хороша земля!»… Барутчева Э. С. Семья: узоры судьбы на путях истории. СПб., 2006; О магии бегущего времени и о себе. СПб., 2018. Времена не выбирают, но, к счастью, в любые времена учителей мы выбираем сами. С юбилеем, дорогая Эра Суреновна! Многая Лета! Подготовила Елена ЕФИМОВСКАЯ
ДУХ И ДУША МУЗЕЯ Вольно или невольно, открывая в 1969 году Музей истории Консерватории именно 18 марта, в юбилейный день рождения Римского-Корсакова, Вы, дорогая Эра Суреновна, подгадали так, что каждая круглая музейная дата соседствует с весенним юбилеем и в Вашей жизни. Вы дух и душа Музея! Ваши незабываемые уроки для студентов класса музыкальной критики проходили именно здесь, за раздвижным овальным столом в глазуновских креслах, и окружающие нас с Вами экспонаты становились по-домашнему родными. Вы, будучи великодушно снисходительной к не самым дисциплинированным, для заинтересованных и «пишущих» не жалели своего сверхурочного времени и особого, персонального для каждого, пристального и доброго внимания. Вы щедро делились знанием и воспоминаниями. Вы непостижимым образом сразу угадывали в ученике возможную музыкально-критическую будущность. И «пристраивали» наши неумелые опусы в заводские «многотиражки» и куда более серьезные издания, радовались нашим успехам, зримо и незримо присутствуя в нашей жизни. Вы обучали нас больше чем профессии: это были уроки любви — к музыке и к мирозданию. Хорошо знающие Вас коллеги и ученики, взяв в руки вышедший пять лет назад альбом «Музей истории Консерватории», ничуть не удивились тому, что Ваше имя скромно стоит в ряду других его составителей, что среди фотографий нет ни одной, запечатлевшей Вас крупным планом. Это не изумляет, пусть и кажется несправедливым. Справедливо то, что Вы навсегда запечатлены в сердце каждого, кому посчастливилось хоть ненадолго совпасть с Вами во времени — том «бегущем времени», о «магии» которого вы написали недавнюю книгу. Ну а тогда прекрасно изданный альбом стал бесценным подарком от Вас — Консерватории и Петербургу. А лучшим подарком для Вас сейчас стало бы возвращение экспозиции музея в свой отреставрированный дом — в помещение бывшего Музея Глинки, говоря Вашими словами, «на территорию Большого зала между статуями Рубинштейна и Чайковского». Будем в это верить! Галина ОСИПОВА НИЧТО НЕ СЛУЧАЙНО Некоторые встречи задают тон в жизни человека, становятся путеводными. Это явление редкое, неслучайное, и лишь со временем осознается его значимость. Именно в таком ключе воспринимается сегодня знакомство с Эрой Суреновной Барутчевой, личность которой для меня олицетворяет образ гармоничного человека, любящего жизнь и людей, дарящего им радость и роскошь общения. В моем профессиональном становлении Эра Суреновна сыграла особую роль. Незабываемые занятия в стенах созданного ею Музея истории Санкт-Петербургской консерватории, уроки лекторского мастерства и владения словом, возможность войти в круг ее друзей и единомышленников оказали непреходящее влияние. Пожалуй, самая значительная встреча с Александрой Михайловной Вавилиной-Мравинской, впоследствии совместная работа над сохранением наследия Е. А. Мравинского произошли благодаря Эре Суреновне. Именно в ее альманахе «Малоизвестные страницы истории консерватории» состоялся мой дебют как автора статьи, посвященной великому дирижеру ХХ века. Замечательно учение и учительство в жизни — тем более когда оно проявляется на тонком плане мысленного общения в готовности соучастия и поддержки. Когда устремленность сознания, желание поверять свои поступки определяют уровень взаимоотношений! Долгих лет жизни и крепкого здоровья, дорогая Эра Суреновна! Надим АЙДАРОВ
НЕИССЯКАЕМЫЕ ЧАСЫ В детстве мне очень нравились песочные часы. Повзрослев немного, я их стала бояться — слишком уж очевидное истечение времени. Ну а еще несколько лет спустя мы подружились вновь. Восьмерка, символ вечности, разгаданная в облике прибора, намекнула: перевернешь — сказочка с начала; положишь горизонтально — времени и вовсе нет… Взяв в руки недавно изданную книгу Эры Суреновны «О магии бегущего времени и о себе», я не удивилась, увидев на обложке именно эту фигурку с осиной талией. Но вот парадокс, в доме Эры Софии Суреновны Барутчевой таких часов нет. Даже не знаю, есть ли какие-либо вообще. Мы их не наблюдаем, когда встречаемся. Нет, есть… но они бьют, когда захотят… Я просто прихожу к ней домой за инъекцией счастья — ученица, но не к учителю и не к ученому, а к любимому человеку, с которым можно разделить всё. Больше всего хочется делиться радостью. Восторгом. Мечтами, которые потом сбываются… Это удивительное качество — радоваться, делясь самой, и так же беспредельно сочувствовать, когда кто-то приходит поделиться чем-то сокровенным. А в результате? Вагнер, Диккенс, Шопенгауэр, Кант, Жанна д’Арк, о современниках умолчу, но мы все — друзья и собеседники. И каждая встреча с Эрой Суреновной — обретение выхода, когда его не видишь, и выбора, когда сомневаешься. Морские ракушки, ампир и модерн… Эра Суреновна — красивая женщина, притягивающая к себе красоту, в окружении которой и живет. Музыковед-расстрига… Ой, как я понимаю смысл этого самоопределения… Прежде чем ведать — любить. За это наказывают. За это любят в ответ. Хронос всё расставляет на места. С любовью,
Наталия ТАМБОВСКАЯ К влюбленным ученикам и младшим коллегам присоединяюсь и я на правах влюбленного сверстника. На правах старинного друга, благодарного читателя и собеседника. А еще, скажу прямо, не таясь, — благодарного автора, спешащего к Эре-читателю: у нас с ней, как сказали бы ученые психологи, «резонансное восприятие» — души (глаза и уши!), настроенные в камертон. Из стихотворных посланий за много лет выбрал два — одно всерьез, другое в шутку, оба с любовью. В начале было слово… Вести ли летоисчисленье Со дня Святого Рождества, Или от первых дней творенья — Предвечной мысли торжества? Нам не равно ль чужды обеты Христова ль, Ветхого ль Завета — Не восприявшим с детства веры, Изгоям сирым «новой эры»? Кому ж безверие постыло И мнимой правды свет унылый — Тем светит ровный и печальный Свет истины первоначальной. Взбранной воеводе возносим… Преславных полстолетья Справляет Ваш музей, Готов VIVAT пропеть я От имени друзей. Готов пропеть OSANNA И возгласить СТО ЛЯТ, Как воеводе взбранной, Хозяйке сих пенат! За преданность и веру В святое житиё, Где дух царит без меры, Восславим нашу Эру И дело рук ее! А завершу венок любовных признаний вольным переводом японского хокку: Говорят: «Наше время», Произносят: «Наш век», Возглашают: «Наша эпоха», Воссылают гимны нашему столетию… Но только мы можем сказать: «Наша Эра!». Иосиф РАЙСКИН
Источник:
http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~pXJlD
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |