Надежда Симонян в скрижалях ленинградской культуры![]() Надежда Симонян в скрижалях ленинградской культурыК 100-летию со дня рождения композитора
26 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Надежды Семёновны Симонян (1922-1997), известного советского композитора, многолетнего члена ленинградского отделения Союза композиторов СССР.
Надежда Симонян — автор четырех балетов, кантаты, симфонической поэмы, скрипичного и двух фортепианных концертов, нескольких песен и многочисленных фортепианных миниатюр. Ее сочинения многократно звучали в Большом зале ленинградской филармонии и в Академической капелле.
Балеты Н. Симонян ставились в ведущих музыкальных театрах Ленинграда. Первый, «Жемчужина» по новелле Дж. Стейнбека — на сцене Кировского (Мариинского) театра, а чуть позже и во Дворце Съездов московские зрители увидели «Жемчужину». Н. Симонян включила в оркестровую партитуру один из первых электромузыкальных инструментов в СССР — эмиритон. Лейттема Жемчужины, благодаря эмиритону, выделялась поэтичностью, она «мерцала» многими красками, будучи тембральной изюминкой балета!
Балет «Старик Хоттабыч» (по повести Л. Лагина) был написан Надеждой Семёновной на основе музыки к одноименному фильму, созданному в 1956 году, и поставлен в 1970-м в ленинградском Малом театре оперы и балета. Рассчитанный на детскую аудиторию, спектакль впечатлял калейдоскопичностью неожиданных поворотов сюжета. Критики единодушно подчеркивали оркестровое мастерство композитора, создавшего яркие, зримые музыкальные образы.
В 1985 году на телевизионных экранах был показан фильм-балет «Принц и нищий» по одноименному произведению
М. Твена. Четвертый балет «Мария Стюарт» (на сюжет Ф. Шиллера) Надежда Семёновна закончила в возрасте 75 лет. В театре этот балет, к сожалению, поставлен не был.
Надежда Семёновна находилась в центре музыкально-культурной жизни Ленинграда 1950–1980-х годов; сотрудничала с
Г. Товстоноговым, И. Хейфицем, Г. Казанским, И. Шадханом … Дом Надежды Семёновны отличался радушием и гостеприимством, в нем всегда собиралось много творческих людей — актеров, режиссеров, композиторов, либреттистов, пианистов — всех тех, с кем Н. Симонян дружила, общалась и сотрудничала. К ней нередко заглядывал председатель ленинградского отделения Союза композиторов СССР В. Соловьёв-Седой, ведущий актер Большого драматического театра Е. Копелян, чета А. Колкера и М. Пахоменко, дирижер Кировского театра В. Федотов, искусствовед И. Гликман. Часто заходил коллега, композитор И. Шварц. Одним из самых любимых и уважаемых гостей был, конечно, Павел Алексеевич Серебряков — пианист, профессор, ректор Ленинградской консерватории.
Павел Серебряков сыграл большую роль в творческой биографии Надежды Семёновны. Пианист много времени проводил с консерваторскими учениками, среди которых была и Надежда Симонян. При создании Первого концерта для фортепиано с оркестром Н. Симонян чутко прислушивалась к художественным рекомендациям профессора. П. Серебряков стал первым и самым преданным исполнителем этого сочинения. Он впервые сыграл концерт 30 ноября 1953 г. в Большом зале ленинградской Филармонии. В течение нескольких лет неоднократно, с успехом, повторял сочинение в Ленинграде и в других городах Советского Союза — в Москве, в Днепропетровске, в Запорожье, а также за рубежом — в Бразилии (Сан-Пауло), в Германии (Лейпциге) и Японии. 10 февраля 1959 года в Ленинграде, на Юбилейном вечере, посвященном пятидесятилетию со Дня Рождения и тридцатилетию творческой деятельности, П. Серебряков исполнил два концерта для фортепиано с оркестром: П. И. Чайковского и
Н. С. Симонян.
В Доме Радио хранится запись филармонического концерта, состоявшегося 6 марта 1959 года, на котором также звучал Первый фортепианный концерт Н. Симонян (дирижер — М. Янсонс, солист — П. Серебряков). В 1963 году клавир концерта был опубликован издательством «Советский композитор».
В программы отечественных и зарубежных выступлений
П. Серебрякова также входили фортепианные миниатюры Надежды Семёновны: Прелюдия, Колыбельная, «Два фантастических танца». А в 1968 году, в Большом зале ленинградской филармонии, пианист исполнил ее Второй фортепианный концерт (Концерт-поэму), посвященный героической обороне блокадного Ленинграда (дирижер — Юрий Серебряков). В Доме Радио хранится запись с трансляции этого сочинения от 30 июня 1968 года. Клавир Концерта-поэмы увидел свет в 1976 году.
Надежда Симонян — автор музыки к 36 спектаклям драматических театров и более чем к 50 кинофильмам; она писала также для цирковых представлений, радио- и телепостановок.
У большинства людей творчество Надежды Семёновны ассоциируется с киномузыкой. Более 20 лет она работала на киностудии «Ленфильм», сотрудничала с известными режиссерами —
И. Хейфицем, Г. Казанским, Г. Ароновым и другими. Н. Симонян создала музыку к фильмам, ставшим классикой советского кино: «Дама с собачкой», «Приключения принца Флоризеля», «Старик Хоттабыч», «Салют, Мария!», «Плохой хороший человек», «В городе С.», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев» и ко многим другим. Н. Симонян называла работу в кино «школой профессионализма». В семейном архиве хранится рукопись с ценнейшими замечаниями композитора.
«Мироощущение композитора остается неизменным, пишет ли он музыку для кино, театра или же создает симфонии, концерты, кантаты… Поэтому взаимосвязь так называемой "прикладной" музыки с "неприкладной" (сонаты, концерты и др.) существует и, конечно, поиск композитора при работе над киномузыкой не проходит бесследно и для его основного творчества (при том условии, что композитор очень серьезно относится к созданию прикладной музыки!)
В кинематографе можно дать волю своей творческой фантазии. Здесь все средства к услугам композитора: хор, оркестр, возможность привлечения различных инструментальных составов — все это позволяет экспериментировать, пробовать всевозможные звуковые, а точнее тембровые сочетания. И, конечно, обогащает арсенал мастерства и стимулирует к поиску».
Интерес к музыкальному наследию Надежды Семёновны очевиден и сегодня! В феврале 2018 г. и в сентябре 2021 г. в Москве, в Концертном зале им. П. И. Чайковского, были исполнены несколько сочинений Н. Симонян (Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). 26 февраля 2018 г. радио «Петербург» (5 канал) выпустило передачу «Армянская жемчужина», посвященную жизни и творчеству композитора и приуроченную ко дню ее рождения. Спустя 4 месяца, 18 июня 2018 г., радио подготовило еще одну музыкальную встречу «Профили петербургской культуры», включившую рассказы о жизни Надежды Семёновны и ее музыке. В день столетия Н. Симонян, 26 февраля 2022 года, на радио «Петербург» (5 канал), вышла в эфир еще одна, юбилейная, передача, посвященная работе композитора в кино. Прошло много лет, а музыка Н. Симонян продолжает жить и радовать!
Творчество Надежды Симонян оставило глубокий след в скрижалях ленинградской культуры. Она — смелый музыкант-экспериментатор; ее почерк отличает стремление к красочной звукописи, выражающейся в нестандартных тембральных, гармонических и мелодических решениях. Многие мелодии композитора на слуху у десятков тысяч любителей советских кинофильмов: они легко узнаются, едва начиная звучать. Некоторые до такой степени известны, что об их авторстве порой люди даже не задумываются. Не это ли мечта каждого композитора?!
Фото: Из семейного архива
Надежда Симонян. С картины В. Кузнецова (холст, масло), фрагмент
Нина МЕЛИК-ДАВТЯН
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (187), март 2022 г.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~TtMDI
|