«На разрыв аорты…»

5 Мая 2014

«На разрыв аорты…»

В конце марта в Малом зале филармонии состоялся сольный концерт петербургского пианиста Владимира Полякова.

В первом отделении звучала музыка Эдварда Грига — «Слотты» (норвежские крестьянские танцы), соч. 72 и Лирические пьесы, соч. 54. Владимир Поляков, который запомнился петербургским слушателям прежними сольными программами из сочинений Бетховена, Шумана, Шуберта, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, впервые вынес на суд публики программу из произведений Грига и открыл новые грани своего исполнительского мастерства.
Не станем долго рассказывать о «чистых норвежских озерах», «таинственных троллях» и «птичьих трелях» — образный строй музыки Грига всем хорошо известен. В пианизме Владимира Полякова покоряет потрясающее ощущение метроритма, во всех пьесах чувствовалось императивное дирижерское начало и особенное, «воздушное» форте. В то же время его исполнение было настоящей музыкальной живописью, живым творением образов, так дорогих нам с детства (и, кстати, совершенно необходимых во взрослой жизни). Думаю, каждый сидящий в зале в эти моменты вспоминал что-то милое и детское, и потому в кои-то веки не хотелось критиковать публику за непосредственную, почти детскую реакцию — аплодисменты между пьесами цикла.
Во втором отделении концерта звучала Шестая соната Бориса Тищенко. Каждая из одиннадцати сонат композитора — симфония для фортепиано. Исполнение этой музыки требует не только колоссального виртуозного мастерства, но и безраздельной душевной самоотдачи, немалого жизненного опыта. О том, как Владимир Поляков играл Шестую сонату, я могу сказать только словами поэта: это игра «на разрыв аорты». Даже не вполне посвященные слушатели могли почувствовать в музыке сонаты катастрофу вселенского масштаба. Боль планеты. Боль души. Безысходность. Молитву. И прорыв в иную реальность. Смирение. Успокоение. Очищение через страдание. Великую христианскую идею, которая проходит сквозь все творчество Бориса Тищенко (возможно, он сам этого до конца не осознавал).
Вспоминается сольный концерт Владимира Полякова почти двадцатилетней давности, когда он исполнял 29-ю сонату Бетховена. Тогда Борис Иванович Тищенко произнес: «Владимир Поляков играет Hammerklavier Бетховена на уровне, на котором написана эта музыка». Теперь, спустя двадцать лет, можно сказать: «Шестая соната Тищенко была сыграна Поляковым также на уровне, на котором написана эта музыка». Подтверждением тому были многочисленные крики «браво», поддержка и любовь искушенной публики. Героем вечера был блистательный, неповторимый российский пианист Владимир Поляков.
Наталья ВОЛКОВА
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~fjwYI