На лирической волне

Фото: М. Воинова

Фото: М. Воинова

4 Марта 2020

На лирической волне

Авторский концерт современного композитора — это особый и волнительный жанр, ибо монографическая презентация творчества — само по себе дело очень трудное, даже рискованное. Всегда ждешь от таких мероприятий официоза, продолжительности (сообразно поставленной задаче «обобщить и подытожить»), погруженности в некий единый эмоционально-психологический и стилевой колорит. Концерт-портрет композитора Игоря Воробьёва, состоявшийся 15 февраля в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, в этом отношении стал приятным исключением. 

Если описывать атмосферу этого вечера, то хочется назвать ее светлой и искренней. Редко встретишь сегодня в музыке столько доброго, нежного, радостного восприятия бытия — без стремления ухватиться за модные тенденции, «концептуальность», агрессивную выразительность навязывания миру собственного «я». Игорь Воробьёв живет и пишет, затрагивая самые глубинные основы мироздания, его музыке дано дарить радость и чистоту созерцания духовной сущности творчества — и нашей жизни как его вечного становления и обновления. Идущая из самого сердца, она продолжает лирическую линию русской музыкальной традиции петербургской композиторской школы, о чем было сказано во вступительном слове и блистательных комментариях Игоря Рогалёва, коллеги-композитора, обрамляющих каждый номер программы. 
Вечер получил название «Приношение друзьям» — и стал своего рода обращением к тем, благодаря кому возникли произведения, составившие программу концерта. Это пианистка Ирина Шарапова, дирижер Андрей Аниханов, певица Ольга Воробьёва, контрабасист Александр Шило, российско-итальянский литературовед Андрей Шишкин, армянский композитор, ныне житель Швейцарии, Давид Аладжян…
Впрочем, концерт адресован не только друзьям, вдохновившим композитора. Это приношение всем близким людям, с которыми его сводила судьба на протяжении почти 35-летней творческой жизни. Это приношение публике, без диалога с которой немыслимо никакое творчество.
В концерте приняли участие блестящие музыканты, исполнители, также ставшие для композитора друзьями и сотворцами. Это лауреаты международных конкурсов: Елена Заставная (сопрано) и Антон Андреев (бас), солистка театра «Зазеркалье» Анна Смирнова, солисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Каролина Шаповалова и Егор Чубаков, пианисты Дмитрий Петров, Екатерина Князева, Анатолий Степанов, Анна Дручек, ASTro-trio (Сергей Тютюник, Станислав Лямин, Трофим Конвисаров), ансамбль QUATTROBASS+ под руководством Александра Шило. 
Совершенно уникальное и трепетное отношение к мелодии и слову, как мне кажется, является для Игоря Воробьёва фундаментом его композиторского творчества, отношения к процессу создания музыки. Недаром значительный пласт созданных сочинений обращен именно к вокальным и хоровым жанрам. Конечно же, вокальная музыка оказала определяющее значение, став доминантой и драматургическим центром творчества композитора в целом, во многом благодаря талантливейшей певице, супруге и соратнице Игоря — Ольге, которой посвящен ряд опусов. 
Именно через слово — проводника духовной составляющей человеческого существования — воплощаются самые глубокие художественные замыслы. А их у Игоря Воробьёва немало. И спектр поэтических источников его творчества чрезвычайно богат и разнообразен, это литература самой высшей пробы: Микеланджело, П. Ронсар, А. Пушкин, Е. Баратынский, Б. Пастернак, А. Тарковский, В. Набоков, Д. Самойлов, 
Е. Евтушенко и др.
На концерте прозвучали сочинения, созданные автором в последнее десятилетие. Первая часть программы была посвящена камерному и вокальному жанру: «Песенка Розы» из оперы «Маленький Принц», «Два стихотворения Арсения Тарковского», «Донское каприччио» для двух фортепиано, «Два сонета Микеланджело в переводе Вяч. Иванова», ARARA для скрипки, виолончели и фортепиано.
Во второй части программы были показаны фрагменты сценической музыки. Искрометный, ироничный и добрый водевиль (озаглавленный автором как «уездная драма в одном раздевании») — «Роман с контрабасом» по Чехову (в постановке Марии Шило) — прозвучал задорно и театрально ярко, здесь были слышны и аллюзия на быт и нравы провинциального русского городка, и веселые любовные приключения. 
В заключение авторского вечера был представлен фрагмент оперы «Маленький Принц» (в постановке Артёма Вольховского), которая, как мне кажется, стала лирической кульминацией всего концерта и программы. Невероятная музыкальность, задушевность, пронзительная искренность погрузили слушательское восприятие в восторженное восхищение, детские воспоминания, которые каждый из нас хоть когда-то испытывал. Наивность и простота, глубина и человечность музыки заставили многих в зале заплакать. И эти слезы — как блеск маленьких звездочек в небе из таинственных цветов и разноцветных фонариков в сцене прощания Маленького Принца. Мистический психологизм литературного первоисточника не помешал создать удивительно яркий, простой и красивый образ, позволяющий Игорю Воробьёву перенести наше воображение в мир чистоты и совершенства, веры в добро и справедливость, вечного поиска гармонии.
Марина ВОИНОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (175), март 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1NCLf