На исходе золотой осени

Фото: Е. Кондратьева

Фото: Е. Кондратьева

1 Декабря 2020

На исходе золотой осени

В Санкт-Петербурге состоялся XI Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира». Состоялся вопреки бушующей коронавирусной инфекции и закрытым границам. И хотя данные обстоятельства помешали приезду зарубежных исполнителей, российские артисты сделали все возможное, чтобы разменявший второй десяток музыкальный форум остался в памяти зрителей столь же ярким событием, как и его предшественники. 

Фестиваль стартовал в Большом зале Филармонии 
30 октября, на открытии выступили Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Ярослава Забояркина и Полина Осетинская (фортепиано). В исполнении оркестра прозвучали романтическая Симфония для струнных № 10 си минор Мендельсона и колоритный «Медведь» — Симфония № 82 до мажор Гайдна. Жизнеутверждающая музыка Гайдна, как последний отблеск уходящей золотой осени, сверкнула на фоне опуса Мендельсона и ре-минорных концертов для фортепиано с оркестром Баха и Моцарта. 
Поэтичный облик и грациозная манера игры Полины Осетинской действовали завораживающе. Тихая грусть, сквозь которую проступала потерянная радость, словно опутывала зал серебряными нитями, а после финальных аккордов оставалось долгое эхо, которое было боязно нарушить не только аплодисментами, но и любыми посторонними звуками. 
Совсем иная атмосфера царила в Малом зале Филармонии, когда выступали самые юные участники нынешней «Серебряной лиры» — братья Бессоновы. Хэдлайнером вечера ожидаемо стал лауреат многочисленных премий престижнейших международных конкурсов и российской национальной премии «Браво» в номинации «Открытие года» (2019), а также победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге (2018) пианист Иван Бессонов. Двигательной же силой, «мотором» концерта выступил скрипач Никита Бессонов, взявший на себя роль конферансье и массовика-затейника. Не ограничиваясь объявлением номеров, он бросал в зал разнообразные реплики, шутил, а в какой-то момент, вытянувшись по струнке, прочитал стихотворение Владимира Маяковского «О советском паспорте». Что, впрочем, не помешало ему с не меньшим азартом играть на скрипке. Третий Бессонов — скрипач Даниил — держался на сцене сдержанно, играл эмоционально, но более академично. 
Программа концерта изобиловала красотами, шлягерами и способна была поднять настроение самому мрачному пессимисту. Бергамасская сюита Дебюсси для фортепиано с чарующим «Лунным светом», вальсы и Фантазия-экспромт Шопена, Интродукция и Рондо каприччиозо Сен-Санса, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Хачатуряна, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Русский танец» из балета «Щелкунчик» Чайковского, Скерцо-тарантелла Венявского — вот неполный перечень прозвучавших произведений. И, конечно, бурных апплодисментов удостоился вальс Trio — сочинение Ивана Бессонова, дебютировавшего как профессиональный композитор в 2015 году музыкой к первому документальному фильму для детей «Вет-
рянка» (режиссер — Виктор Косаковский). 
Концерт 3 ноября в Малом зале Филармонии изначально был отдан на откуп музыкантам Фортепианного трио Филармонического общества Санкт-Петербурга, в составе Дмитрия Павлия (фортепиано), Игоря Золотарёва (скрипка) и Никиты Зубарева (виолончель). По причине болезни двух музыкантов компанию виолончелисту Никите Зубареву составили пианист Станислав Соловьев и двое молодых скрипачей Екатерина Тарасова и Алексей Осипов.
В остальных концертах смотра приняли участие: фортепианный «ПетРоДуэт» — Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров; зажигательный «Чижик-Джаз-Квартет» — Алексей Чижик (вибрафон), Олег Белов (фортепиано), Пётр Михеев (ударные), Виктор Савич (бас-гитара); известный виолончелист Алексей Жилин и молодой талантливый пианист Илья Папоян.
Завершился фестиваль роскошным «Вивальди-гала» в Большом зале, где Камерный оркестр «Дивертисмент» и его художественный руководитель Илья Иофф (скрипка) исполнили сочинения композитора, в том числе скрипичные концерты из знаменитого цикла «Времена года». Москвичка Яна Иванилова (сопрано) с присущей ей свободой звуковедения и исключительной культурой камерного пения спела арии Констанцы из оперы «Гризельда» и Вагуса из оратории «Торжествующая Юдифь», а также два виртуознейших мотета великого итальянца — In furore iustissimae irae и O qui coeli terraeque serenitas. Воспитанницу легендарной камерной певицы Нины Дорлиак отличает исключительное чувство стиля и особое просветленное исполнение барочной музыки. 
«Серебряная лира» продолжает оставаться торжеством камерного исполнительства в дни ее проведения и его эталоном на оставшиеся месяцы. Пожелаем организаторам форума и его поклонникам открытых границ осенью 2021 года и новых имен в фестивальной афише. 
Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HM25K


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время