Музыкальные шедевры эпохи Павла I

19 Июня 2018

Музыкальные шедевры эпохи Павла I

В Президентской библиотеке состоялся очередной концерт музыкально-просветительского проекта «Музыка российской государственности»: «Павел I — покровитель искусств».

Первое отделение концерта почти целиком посвящалось Моцарту, преданным поклонником которого был император Павел. Во время второго визита монаршей четы Павла Петровича и Марии Фёдоровны в Вену для них давали оперу великого композитора, причем автор сам сидел за клавесином и управлял спектаклем! И Мария Фёдоровна, и ее супруг были хорошими пианистами: преподавателями императорской семьи стали Джованни Паизиелло и сам Дмитрий Бортнянский.
В этот вечер в Президентской библиотеке прозвучала увертюра к опере «Волшебная флейта» в исполнении Государственного симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический» под управлением Михаила Голикова. В Концерте для кларнета с оркестром Моцарта солировал итальянский кларнетист-виртуоз Джампьеро Собрино.
Второе отделение концерта украсило премьерное в XXI веке исполнение Концертной симфонии для скрипки и альта «русского Моцарта» Дмитрия Бортнянского в исполнении Марии Сафарьянц (скрипка) и Светланы Степченко (альт).
В прошлом столетии симфония пребывала в забвении и практически не исполнялась со сцены. Первые ноты были опубликованы в 1790 году при жизни композитора, а переизданы только спустя 163 года — в 1953-м.
Представляя эпоху Павла I, ведущий мультимедийного проекта писатель и историк Александр Мясников постарался показать монарха во всех его противоречиях, ведь недаром еще при жизни императора называли «русским Гамлетом». Гибель отца от рук заговорщиков в Ропшинском дворце, сложности в общении с матерью, Екатериной II, которая на троне была Великой, но так и не смогла наладить близкие отношения с единственным сыном… Однако в его воспитание она вложила немало сил и средств, приставив к нему одного из самых образованных людей того времени — графа Н. И. Панина.
Павел I с детских лет занимался музыкой. Великий князь и его жена Мария Фёдоровна играли на клавишных инструментах, пели французские песни, приобретали ноты и либретто французских опер для своей библиотеки, регулярно посещали придворные спектакли и концерты. Мария Фёдоровна кроме фортепиано любила играть на арфе и брала уроки у лучших арфистов того времени. Музыкальные увлечения матери повлияли на ее детей, охотно учившихся музыке и достигших значительных успехов: Александр — в игре на скрипке, Александра и Елена — в пении, игре на клавире и гитаре, Николай — на флейте.
Голосом вечера стало великолепное сопрано Элеоноры Лайонс. Только на один день австралийская певица приехала в Санкт-Петербург ради выступления на концерте «Павел I — покровитель искусств». Российская часть «звездного небосклона» этого вечера: скрипачка, заслуженная артистка России, художественный руководитель фестиваля Мария Сафарьянц; альтистка, солистка и концертмейстер группы альтов Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова Светлана Степченко; пианист, лауреат международных конкурсов Павел Райкерус.
Все концерты музыкально-просветительского проекта «Музыка российской государственности» транслируются в режиме онлайн на портале Президентской библиотеки в разделе «Интернет-вещание».
Наталья КОРКОНОСЕНКО
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~a9j4e