Музыка в сердце гор

Фото: Лана Ванеева

Фото: Лана Ванеева

31 Октября 2019

Музыка в сердце гор

В Северной Осетии прошел Третий международный фестиваль «Мариинский — Владикавказ». Музыкальный марафон, инициатором которого является художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, призван укрепить узы тесной творческой дружбы между народами республик Северного Кавказа. 

По замыслу российского маэстро этот ежегодный праздник музыки, традиционно проходящий в середине осени в столице Северной Осетии, должен привлечь не только искушенных почитателей музыки и театра, но и молодую аудиторию.
В Республику Северная Осетия — Алания съехалось немало театральных деятелей и высоких гостей. Концерт-открытие фестиваля посетили заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец, глава Республики Северная Осетия — Алания Вячеслав Битаров, а также руководители федеральных и республиканских министерств.
Во Владикавказе выступили ведущие творческие коллективы республик Северного Кавказа, в том числе юные артисты. Их выступления предварил на сцене Владикавказской филармонии концерт Симфонического оркестра Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым. 
На открытии симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил произведения французских композиторов: «Болеро» Мориса Равеля, Пятый «Египетский» концерт для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса и «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза. Исполнение последнего из прозвучавших сочинений было посвящено 150-летию со дня смерти великого французского романтика. 
В концерте Сен-Санса солировал победитель и обладатель Гран-при XVI Международного конкурса имени Чайковского Александр Канторов. Его мужественная, волевая игра, отличается экспрессией и тончайшей нюансировкой. В репертуаре Александра Канторова концерт Сен-Санса занимает особое место. Сочинение поражает своим декоративным звуковым орнаментом, прозрачной и зыбкой фортепианной фактурой. 
На следующий день Александр Канторов выступил в кирхе филармонии с сольной программой, лейтмотивом которой стали рапсодии Брамса, Бартока и Листа. Запомнилось интеллектуальное прочтение Второй сонаты, соч. 2 Иоганнеса Брамса и жемчужины фортепианной лирики Чайковского — «Размышления» из соч. 72. 
Сольному клавирабенду пианиста предшествовало концертное исполнение оперы «Пеллеас и Мелизанда» — символистской драмы Мориса Метерлинка, окутанной загадочной музыкой Клода Дебюсси.
В заглавной партии выступила стипендиат программы Аткинс, солистка Приморской сцены Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, создавшая на сцене хрупкий и нежный образ своей героини. В партии Пеллеаса дебютировал еще один стипендиат этой образовательной программы Гамид Абдулов. Певцу порой недоставало легкости и свободы, что не могло не отразиться на качестве исполнения. Среди других артистов отмечу удачные работы: Олега Сычева в партии короля Аркеля, Анны Кикнадзе в роли Женевьевы и Андрея Серова в партии хладнокровного Голо, внука короля Аркеля. Оркестр Мариинского театра под рукой Валерия Гергиева звучал мягко и выразительно. 
В тот же вечер петербургские музыканты выступили на сцене Национального театра оперы и балета Северной Осетии (филиала Мариинки во Владикавказе) с концертным исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини. 
Молодые талантливые участники программы Аткинс продемонстрировали яркую актерскую игру. Кокетливую Мюзетту безупречно сыграла Ангелина Ахмедова. Образ мечтательного художника Марселя ярко воплотил на сцене Владислав Куприянов. Екатерине Санниковой (Мими) не всегда удавалось преодолеть технические вокальные сложности, в то время как Александр Михайлов (Рудольф, возлюбленный Мими) был одним из фаворитов вечера. Голос певца звучал роскошно в условиях непростой акустики оперного театра, с которой небезуспешно боролся оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. 
По окончании оперы председатель международного общественного движения «Высший совет Осетин» Руслан Кучиев вручил Валерию Гергиеву недавно учрежденный орден «Адæмы Хорзæх» (Народное признание). Уникальная в своем роде общественная награда присуждается за выдающиеся заслуги перед народом Осетии. 
В определении первых номинантов премии путем проведения общественного голосования приняли участие свыше 3200 человек.
Билеты на концерты и спектакли фестиваля «Мариинский — Владикавказ» были давно раскуплены, но многим жителям и гостям города были доступны онлайн-трансляции. Артисты петербургского Театра балета имени Леонида Якобсона представили вниманию зрителей балет «Жизель» Адольфа Адана в хореографии Жана Коралли, Жюля Перро и Мариуса Петипа. 
Публика стала свидетелем одной из последних премьер владикавказского филиала Мариинки — оперы «Аида» Джузеппе Верди в постановке Алексея Степанюка. В главных партиях успешно выступили Мария Баянкина, Анна Матис, Эдем Умеров и Павел Шмулевич. 
Фестиваль завершился 6 октября концертом симфонического оркестра филиала Мариинского театра в Северной Осетии, которым дирижировал Заурбек Гугкаев. Сольную партию в Первом концерте для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского исполнил лауреат III премии XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского Константин Емельянов. 
Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (171), ноябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~m8RCV