Музыка продолжала звучать

28 Декабря 2018

Музыка продолжала звучать

27 января 2019 года наш город и вся страна отмечают 75-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Мой отец, ленинградский музыковед Андрей Евгеньевич Будяковский, не дожил до победного салюта 27 января 1944 года, он скончался в блокадном Ленинграде 25 декабря 1941-го в возрасте 36 лет.

На конец 1941 — и начало 1942 года приходится наибольшее число жертв Ленинградской блокады. Председатель Ленинградского союза советских композиторов
В. М. Богданов-Березовский сообщал в феврале 1942 года: «За ноябрь-декабрь 1941 и январь-февраль 1942 года ЛССК потерял двадцать одного товарища, погибших на почве истощения»*. Этот скорбный список открывал А. Е. Будяковский. Его учитель, профессор Роман Ильич Грубер, переживший блокаду, писал впоследствии: «Первый, дошедший до меня трагический факт — гибель от голода моего бывшего ученика, способного музыковеда А. Е. Будяковского, автора известной монографии о Чайковском (с первой публикацией эскизов композитора) и выдержавшей несколько изданий популярной брошюры о Чайковском. Смерть этого еще молодого человека глубоко потрясла меня: несколько дней назад я его видел — он читал лекции по музыке в Доме культуры, в воинских частях, преподавал музыку в музыкальном училище»**.
Андрей Евгеньевич Будяковский, несмотря на столь ранний возраст ухода и нелегкие жизненные обстоятельства в России начала ХХ века, успел сделать очень многое и стал еще в 30-е годы известным в городе музыковедом.
А. Е. Будяковский родился в Петербурге в 1905 году. Музыкальное образование получил в Государственном институте истории искусств (ГИИИ). Закончил аспирантуру при Академии искусствознания в Ленинграде под руководством Б. Асафьева, который дал высокую оценку исследовательской работе А. Будяковского.
Область деятельности А. Будяковского была действительно очень широка и разнообразна. Сразу после окончания аспирантуры А. Будяковский начал работать научным сотрудником Института истории искусств, с 1931 по 1937 год он — ученый секретарь музыкального отдела.
Будучи еще студентом и аспирантом ГАИС, он постоянно сотрудничал в журналах «Жизнь искусства», «Рабочий и театр», «Вестник знания», «Советская музыка», газетах «Музыка», «Смена», «Ленинградская правда», «Известия» и др. Темой его работ была и западноевропейская, и русская классическая, и советская музыка.
В эти же годы он начал работать в Обществе камерной музыки, с 1931 по 1933 год был его художественным руководителем, принимал непосредственное участие в его работе как докладчик и исполнитель («Импрессионизм как явление в искусстве», «Французские композиторы импрессионисты», «Творчество Прокофьева»).
С 1934 по 1939 год преподавал историю музыки в Ленинградской консерватории (доцент). С 1934 года — член Ленинградского союза советских композиторов. В 1936–1937 годах руководил секцией музыкальной критики.
В 1934 году А. Будяковский начинает свою деятельность в качестве лектора Концертного бюро Ленинградской филармонии в составе славной когорты музыкальных лекторов-просветителей: И. Соллертинского, В. Музалевского, Ю. Вайнкопа, Л. Энтелиса. В 30-е годы широкое распространение в стране получил лозунг «Культуру — в массы». Повсюду открывались университеты культуры, в том числе и музыкальной. Лекции искусствоведов транслировались по радио. Андрей Евгеньевич Будяковский с энтузиазмом включился в пропаганду музыкального искусства в массовой аудитории. Размах этой просветительской деятельности пришелся на 1933–1937 годы.
Вот фрагмент воспоминаний одной из слушательниц Университета культуры, в те годы студентки Ленинградского политехнического института Т. Тревгоды: «В числе других интересных встреч с миром искусства мне посчастливилось в конце тридцатых годов, перед войной, слушать цикл лекций известного в городе искусствоведа Андрея Евгеньевича Будяковского “Классическая русская музыка”. Обаяние лектора, безупречная, вдохновенная речь, высочайшая образованность завораживали аудиторию»***.
Всего с 1934 по 1941 год А. Е. Будяковским было прочитано свыше тысячи лекций и вступительных слов к симфоническим концертам в Ленинграде, Москве, Киеве, Кисловодске, Петрозаводске и других городах и сельской местности. В течение нескольких летних сезонов оркестр Ленинградской филармонии выезжал на гастроли в Кисловодск, а сместе с ним и А. Е Будяковский — в качестве лектора.
С 1932 года исследовательский интерес А. Е. Будяковского сосредоточился на личности и творчестве
П. И. Чайковского. «Глубокая любовь советского слушателя к Чайковскому и резкая критика его творчества со стороны Рапмовских теоретиков (РАПМ — Российская ассоциация пролетарских музыкантов. — Прим. Е. Будяковской) побудили меня разобраться в этом вопросе…»****.
В 1935 году вышла в свет первая книга А. Будяковского — «Чайковский. Симфоническая музыка», не потерявшая своего значения до настоящего времени. Вот мнение петербургского музыковеда, доктора искусствоведения профессора Л. Е. Гаккеля: «Что касается его (А. Будяковского) книги о Чайковском, которая передо мной лежит, “Чайковский. Симфоническая музыка”, книги, изданной Ленинградской филармонией, и редактором этой книги, кстати, был Иван Иванович Соллертинский, то она во многих отношениях замечательна. Книга 1935 года, и находишь в ней для себя столько, сколько, пожалуй, не дают позднейшие публикации, современные книги о Чайковском. Говорю это совершенно решительно, без колебаний»*****. Следом вышли популярная брошюра о жизни и творчестве композитора, выдержавшая три издания: в 1935, 1936 и 1938 годах, и несколько брошюр, посвященных отдельным произведениям оперной и симфонической музыки П. И. Чайковского. Замышлялась пятитомная монография
«П. И. Чайковский. Жизнь. Музыкальная деятельность. Творчество». Шестой том этой монографии (приложение) должен был включать развернутый хронограф жизни и деятельности великого композитора на фоне общественно-политической и культурной жизни в России второй половины XIX века. Седьмой том — альбом иллюстраций (около 1500 фотоснимков) с подробными аннотациями к ним. На начало 1942 года была назначена защита А. Е. Будяковским докторской диссертации «Музыкознание и музыкальная критика о Чайковском». Тезисы диссертации на 116 страниц были уже написаны и отпечатаны. Но осуществить этот замысел автору было не суждено. Помешали война и блокада Ленинграда.
Оставшись в осажденном Ленинграде, А. Е. Будяковский продолжал вести интенсивную музыкальную деятельность. К обычной его работе в Институте театра и музыки (так в те годы назывался Институт искуссвоведения. — Прим Е. Будяковской) и преподавательской работе в музыкальном училище прибавились еще чтение лекций в воинских частях и работа ответственным пожарным дежурным МПВО. Как известно, музыка в блокадном Ленинграде продолжала звучать. В городе остался единственный оркестр Радиокомитета, которым дирижировал Карл Ильич Элиасберг. В октябре 1941 года состоялось два концерта.
В обоих звучала музыка
Чайковского. Вступительное слово читал А. Будяковский. В письме на Большую землю композитор и музыковед Г. М. Римский-Корсаков делился впечатлениями от концерта в филармонии. Он писал: «Вступительное слово читал Будяковский. Потом он говорил со мной о желании писать книгу о Римском-Корсакове к 100-летнему юбилею и об устройстве выставки в филармонии»******.
Фашисты яростно бомбили район филармонии и Радиокомитета. Но концерты продолжались. После окончания концертов оркестранты занимали свои посты на крышах зданий. 9 ноября 1941 года в Большом зале филармонии состоялся концерт, в котором была исполнена Девятая симфония Бетховена.
Концерт транслировался по радио. Немцы, расположившиеся на ближних подступах к Ленинграду, могли слышать музыку своего великого соотечественника. Культура побеждала варварство. Ленинград не сдавался.
Помимо лекционной и преподавательской работы
А. Е. Будяковский продолжал свою исследовательскую работу. Сдал в набор книгу о Листе, работал над последним томом монографии о Чайковском, готовился к защите докторской диссертации. Но все эти начинания оборвала смерть.
Институт театра и музыки взял на себя обязанность сохранить архивы погибших композиторов и музыковедов. После смерти Андрея Евгеньевича Будяковского его архивом занялся музыковед Н. П. Малков, но и он скончался в марте 1942 года. Рукописи остались на хранении в институте. В 1946 году все работы А. Будяковского о Чайковском взял на хранение научный архив Дома-музея П. И. Чайковского в Клину с обещанием постепенно публиковать труды Будяковского. Но обещание так и осталось обещанием. Моя мама Татьяна Васильевна Будяковская неоднократно пыталась издать труды своего мужа, но безуспешно. Когда в 1982 году ее не стало, я поняла, что сделать это должна я, хотя я не музыкант, а только филолог.
Начало публикации неизданных трудов Андрея Евгеньевича Будяковского положил петербургский музыковед, доктор искусствоведения Леонид Евгеньевич Гаккель, за что ему глубокая благодарность. В 1986 году по его рекомендации и с его предисловием в ленинградском издательстве «Музыка» вышла в свет книга А. Будяковского «Пианистическая деятельность Листа», сданная в набор еще в блокадном Ленинграде. В 2012 году она была переиздана петербургским издательством «Композитор» под названием «Ференц Лист. Пианист. Педагог».
И только в 2003 году была опубликована первая книга
А. Будяковского из его пятитомной монографии «Жизнь Петра Ильича Чайковского» в издательстве «КультИнформПресс» (СПб,) под редакцией Е. А. Будяковской и
С. В. Фролова. В 2008 году в том же издательстве вышла в свет вторая книга А. Е. Будяковского «О творчестве и музыкально-эстетических воззрениях П. И. Чайковского» под редакцией и с комментариями С. В. Фролова. В 2015 году в издательстве «Северная звезда» (СПб.) вышла третья книга А. Е. Будяковского «П. И. Чайковский. Сочинения».
Конечно, эти книги Будяковского не полностью соответствовали грандиозному замыслу автора. Некоторые главы монографии не были опубликованы по разным причинам. К сожалению, в блокаду были утрачены нотные примеры, а может быть, они не были обнаружены в большом архиве А. Будяковского в Клину. Были также утрачены негативы многих подготовленных уже фотографий (еще на стеклянных пластинках). Остался незавершенным уникальный хронограф, который должен был включать не только повседневную жизнь великого композитора, но и его родословную, карту мест проживания и пребывания, круг его друзей и знакомств.
Но главное, после полувекового забвения имя Андрея Евгеньевича Будяковского было возвращено истории русской музыкальной культуры. Появились рецензии и отклики на изданные книги А. Е. Будяковского. А это значит, что они нашли своего читателя.
Е. А. БУДЯКОВСКАЯ

* Богданов-Березовский В. О деятельности Ленинградс-кого союза советских композиторов // Музыка продолжала звучать: Сборник Л., 1969, С. 262.
** Грубер Р. Как печаталась книга // Музыка продолжала звучать: Сборник. Л., 1969. С. 158.
*** Тревгода Т. И. Фрагменты памяти // Политехник. 2004.№ 1.
**** Будяковский А. Е. Автобиография. Российский институт истории искусств, Кабинет рукописей.
***** Гаккель Л. Е. Выступление в радиопередаче Ленинградского радио 10 ноября 1993 года, посвященной работам А. Е. Будяковского о творчестве П. И Чайковского.
****** Крюков А., Линд Е. Памяти погибших композиторов и музыковедов. 1941–1945: Сборник статей. М.: Советский композитор, 1985. Вып. 1. С. 48.

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Lj4NP