Музыка — душа композитора

17 Апреля 2020

Музыка — душа композитора

В Доме композиторов 2 марта прошел необычный концерт — презентация книги Т. П. Самсоновой «Петербургский композитор Виктор Плешак: известный и неизвестный» (СПб.: Лань, Планета музыки, 2020. — 248 с.). 

Своими песнями, мюзиклами, ораториями заслуженный деятель искусств РФ, лауреат многих всероссийских и международных композиторских конкурсов Виктор Васильевич Плешак широко известен не только в России, но и за рубежом. Многие годы он возглавляет секцию популярной музыки в Союзе композиторов Санкт-Петербурга. 
Концерт открыла автор книги — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыкальных дисциплин ЛГУ им. А. С. Пушкина, профессор Татьяна Петровна Самсонова. Она рассказала о замысле книги, о параллельных и пересекающихся путях в жизни обоих героев концерта, музыковеда и композитора, об учебе в консерватории, общих учителях, о работе на «Ленфильме», об участии в жюри фестиваля «Хоровые встречи на Ленинградской земле» и творческих встречах с композитором в ЛГУ им. А. С. Пушкина.
В концерте предстали различные направления творчества Виктора Плешака: песенная, камерная фортепианная и вокально-инструментальная музыка, фрагменты из оратории, оперы, симфонии.
Начался концерт с выступления юного музыканта — солиста Студии сольного пения Ломоносовского Дворца культуры «Горбунки», лауреата международных конкурсов Константина Кочура (концертмейстер — Андрей Фомин). Он спел популярнейшую песню В. Плешака «Экипаж — одна семья» (стихи Ю. Погорельского). Ее исполнение напомнило композитору, как он сам пел и солировал в хоре мальчиков в Капелле, где учился в детстве. 
Глубоко русский этнокультурный колорит тронул души слушателей в песнях «Речка Орь» (стихи Г. Поженяна) и «Кого люблю» (стихи М. Сафонова) в исполнении лауреатов международных конкурсов Анны Югановой и Виктории Нестрогаевой. 
Примером духовной музыки стала 3-я часть Хорового концерта «Памяти Бортнянского», прозвучавшая в исполнении Камерного ансамбля кафедры музыкальных дисциплин ЛГУ им. А. С. Пушкина «Радонеж» (дирижер — доцент Санкт-Петербургской консерватории Андрей Иванович Федосцов).
Разносторонне был представлен жанр романса в творчестве Виктора Плешака. Лауреат международного конкурса Злата Гоголь исполнила лирический романс «Какое счастье…» на стихи А. Фета и драматическую сцену «Сжала руки под темной вуалью» на стихи А. Ахматовой, требующую от певицы не только виртуозного владения голосом, но и глубокого артистизма. 
Живой эстрадно-джазовый язык, не чуждый дару композитора, подкупил острой ритмикой и яркой интонацией в песнях «Раздаю прохожим счастье» (стихи В. Сергеевой) и «Ну а мне все говорят…» (стихи М. Дахие) в исполнении лауреатов международных конкурсов Анастасии Зайцевой и Виктории Нестрогаевой. 
Оригинальный жанр фолк-оперы был представлен фрагментом из «Ночи перед Рождеством»: песню Оксаны «Если любишь» спела А. Зайцева.
В творческом портфеле композитора — девять ораторий, в которых раскрываются значительные исторические события в жизни России. Немало написано песен «гражданской направленности»; среди их исполнителей были Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Георг Отс, Юрий Богатиков. А лирику пели звезды российской эстрады Мария Пахоменко, Людмила Сенчина, Таисия Калинченко, Марина Капуро, Татьяна Буланова.
В концерте прозвучал фрагмент из оратории «Когда звонят колокола» — «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» на стихи К. Симонова в исполнении лауреата международных конкурсов Ирины Уваровой (партия фортепиано — Татьяна Самсонова). Песню «Ветеранам» (на стихи В. Сергеевой) спел Денис Литвяк в сопровождении автора. Мощно, с набатным звучанием фортепиано, песня прозвучала чрезвычайно актуально для наших дней. Певец также исполнил популярную песню «А все-таки марши» (стихи М. Дахие), получившую всенародное признание.
Глубоко любящий Родину, композитор открыт культурам разных стран. Любовь Савченко и Александра Смирнова — фортепианный дуэт учащихся Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга — сыграли остроумный «Танец маленьких китайских лебедей». Этот очаровательный ансамбль раскрыл еще одну сторону творчества В. Плешака — композитора, работающего в сфере детской музыки. 
Петербургской премьерой стало исполнение фрагмента из эпической симфонии «Дуньхуан и Шелковый путь». Симфония, написанная в 2018 году по заказу руководства китайского региона Ганьсу, уже прозвучала в семи городах Китая. «Песня девушки» из этой симфонии 2 марта была исполнена китайским аспирантом кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена Лю Явэем. Ее «мужское» звучание раскрыло музыку по-новому. В воображении слушателей как будто предстал торговый караван, идущий по Шелковому пути: погонщик, сидящий на верблюде, поет лирическую песню, оглядывая пустыню и вспоминая родной дом, тяготы и картины долгой дороги. 
Виктор Плешак — петербуржец. Им написано множество песен о родном городе, оратория «Ленинградки» (посвященная матери, Александре Фёдоровне Плешак, и всем женщинам блокадного Ленинграда), музыка для городских празднований (например, для фонтанов у Ростральных колонн и других поющих фонтанов Санкт-Петербурга). Его песня «Любимая команда» стала гимном нашей знаменитой футбольной команды «Зенит». Песню «Ленинградки» пели и поют знаменитые артистки Нина Ургант, Светлана Крючкова, Елена Ваенга, Анастасия Макеева и многие другие. 
В концерте петербургская идентичность композитора была отражена многопланово. Фортепианный ансамбль «Наводнение в Санкт-Петербурге» в звуковых красках нарисовал картину Невской акватории: от спокойной реки до постепенно нарастающей нагонной волны, затопляющей город со шквальным ветром. Объединенные хоры «Радонеж» и Академический хор Дома культуры поселка Горбунки исполнили песню «Победа Ленинграда» на стихи Е. Пальцева (солист — Константин Савчуков; дирижеры — Андрей Федосцов и Галина Бельтюкова), посвященную героическому прошлому нашего города — освобождению Ленинграда от блокады.
Завершился концерт песней «Неповторимый Петербург» (стихи Ю. Погорельского), являющейся также частью одноименной оратории. Вслед за «Гимном Великому городу» 
Р. М. Глиэра и визитной карточкой Ленинграда советской эпохи — песней В. П. Соловьёва-Седого «Город над вольной Невой» — песня В. В. Плешака «Неповторимый Петербург» стала лирическим гимном нынешнего Петербурга.
Драматургия концерта во многом отразила содержание книги, буквально зазвучали некоторые страницы ее глав: «С песней по жизни», «Музыка для театра», «От песни к оратории», «Надо мыслить симфонически». Нельзя не отметить ведущую концерта Светлану Гоголь и в целом теплую атмосферу концерта. 
Музыка — душа композитора — раскрылась в полной мере в звуках замечательных мелодий, отразилась и на страницах представленной книги, которую можно было купить в тот вечер в фойе — и получить автографы композитора и автора книги после концерта.
Алла АФАНАСЬЕВА 
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 4 (176), апрель 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~K1PWp